С 11 по 13 июля в Новосибирске на Михайловской набережной состоялся гастрономический фестиваль-форум «В Сибири — есть!». Мероприятие стало крупнейшей региональной площадкой, объединившей профессиональное сообщество сферы услуг и гостеприимства, представителей туристического бизнеса, креативных индустрий, образовательных организаций, локальных производителей, ремесленников и жителей города.
«Сегодня здесь собрались более 1 000 профессионалов, чтобы обменяться опытом, обсудить будущее гастрономии и туризма. В этом году фестиваль, ставший доброй традицией, вышел на новый уровень. К нам присоединились представители семи стран с богатыми кулинарными традициями: Китая, Объединённых Арабских Эмиратов, Таиланда, Вьетнама, Мьянмы, Турции и Саудовской Аравии. Их участие придаёт фестивалю новый масштаб, открывает новые горизонты сотрудничества и становится настоящим мостом культур, вкусов и возможностей», — подчеркнул мэр Новосибирска Максим Кудрявцев.
Деловая программа фестиваля включала 84 мероприятия в семи специализированных шатрах. В них приняли участие 110 спикеров из Москвы, Омска, Иркутска, Новокузнецка, Барнаула, Казани, Сочи и других городов России.
В рамках программы прошли профессиональные конкурсы и презентации: региональный конкурс «Лучший повар 2025», гастрошоу «Сибмода. Еда 2025», конкурс-выставка туристических сувениров «Матушка Сибирь», вручение премии «Сибирь гастрономическая», а также конкурс «Лучший сыр Сибири 2025». В последнем принял участие 31 сыровар из 14 регионов страны: конкурсанты представили 194 образца продукции. Победителем стала сыроварня «Формаджи» из Красноярска.
При содействии Центра поддержки экспорта Новосибирской области и федерального центра «Агроэкспорт» организаторы провели масштабную закупочную сессию агропромышленного комплекса. Представители 13 регионов и пяти стран — ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции, Таиланда и Вьетнама — провели более 650 встреч, в ходе которых обсудили развитие внешнеторговых проектов и увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции. С российской стороны присутствовало 78 компаний, в том числе 30 производителей из Новосибирской области и 48 экспортёров из 12 регионов. Участники договорились о первых сделках: 10% предпринимателей уже заключили соглашения о намерениях на сумму более трёх миллионов долларов.
В ярмарке вакансий для предприятий общественного питания приняли участие 180 соискателей, из которых 83 человека заполнили анкеты для дальнейших собеседований, а семеро из них уже получили предложения о трудоустройстве.
Большой интерес вызвала работа площадки «Шеф-Маркет», где шеф-повара и производители региональных продуктов продемонстрировали авторские блюда в формате открытой гастродегустации. Всего деловую программу фестиваля посетили более 2 000 человек.
Особое внимание организаторы уделили разработке экскурсионных программ: за два дня в них приняли участие 1 039 человек. Самая массовая гастрономическая экскурсия по Красному проспекту Новосибирска была официально зафиксирована в книге рекордов Сибири. Маршрут гастрономического пути пролегал от туристско-информационного центра Новосибирска по Красному проспекту, Каинской и Серебренниковской до Михайловской набережной.
12 июля спортивную зону посетили около 800 человек. Более 200 человек соревновались 13 июля в кулинарных батлах: участие приняли как любители, так и профессиональные повара.
На Аллее ремесленников более 100 мастеров провели мастер-классы по различным тематикам: за три дня площадку посетили свыше 10 тысяч человек, а мастера продали более 3 000 изделий. Одновременно работали 40 палаток с продукцией местных товаропроизводителей: сырами, мясными и молочными изделиями, маслами, напитками, кондитерскими изделиями и мёдом. На Аллее клиентов 35 местных предпринимателей представили свои продукты из разных сфер — от кондитерского искусства и туристических услуг до ремесленных мастерских, предлагающих авторские сувениры, украшения и предметы интерьерного декора ручной работы.
Одними из ключевых участников мероприятия стали федеральные медиапроекты КУХНЯ.РФ и ТОЧКА.РФ. Они представили интерактивную программу, посвящённую региональной кухне России. Пространство, оформленное в фирменной стилистике проектов, включало мастер-классы, гастрономические игры, викторины и дегустационные зоны. На стенде оживала гастрономическая карта России: каждый мог отметить вкусные места, рассказать о любимом блюде и услышать истории других. Посетители собирали авторские бутерброды с ингредиентами из разных регионов и пробовали коктейли на основе локальных продуктов, от сибирской пихты до северных ягод.
Для всех участников мероприятия на главной и двух малых сценах выступили более 100 артистов. Концертная и анимационная программы дополняли деловую часть фестиваля и обеспечивали доступность события для самой широкой аудитории.
Мэр Новосибирска Максим Кудрявцев отметил, что город уже стал лидером туризма в Сибири, вошёл в топ-10 национального рейтинга, стал приятным и комфортным для гостей: с отличными отелями, вкусной кухней, насыщенной культурной жизнью и гостеприимством сибиряков.
«Идея объединить туризм, гастрономию и образовательный подход для экспертов гостинично-ресторанного бизнеса и устроить праздник для гостей и жителей Новосибирска получила мощное развитие — в следующем году мы будем проводить уже юбилейный, пятый фестиваль. До встречи в 2026!», — сказала директор фестиваля-форума «В Сибири — Есть!» Галина Ильина.