Мэр выступил на городском собрании по подведению итогов социально-экономического развития Новосибирска в 2011 году

3 февраля 2012

Уважаемые коллеги!
Сегодня мы завершаем работу по подведению итогов за 2011 год. Все основные достижения прошедшего года и задачи на ближайшее будущее мы обсудили в районах Новосибирска, в ходе круглых столов по экономике, социальной сфере и городскому хозяйству. Первого февраля Совет депутатов города утвердил отчет об итогах нашей работы в 2011 году. И традиционное общегородское собрание общественности дает нам возможность поблагодарить лучшие коллективы, специалистов, добившихся значимых результатов в своей профессиональной деятельности, внесших серьезный вклад в развитие нашего мегаполиса.
Оглядываясь назад, можно сказать, что год был непростым, но успешным.
Успешным — потому что много было сделано, и в сфере благоустройства, где выполнен рекордный объем работ по ремонту внутриквартальных территорий, и в сфере здравоохранения, где в рамках двухлетней программы модернизации учреждений было отремонтировано и оснащено оборудованием 17 лечебно-профилактических учреждений, и сделано это в течение полугода.
За год создано 3220 новых мест для дошкольников за счет открытия дополнительных групп, освобождения от арендаторов десяти зданий и строительства трех новых детских садов.
Завершено строительство таких уникальных и знаковых для города объектов, как футбольный манеж и планетарий, с опережением графика идет строительство крупнейшего нашего объекта — третьего моста.
В каждой отрасли городского хозяйства и социальной сферы, на каждом направлении нашей деятельности видны позитивные изменения.
Это видят и сторонние наблюдатели, хорошую оценку экономического развития Новосибирска дают авторитетные рейтинговые агентства, экспертные журналы.
В нашем городе высоко оцениваются привлекательность для жизни граждан и ведения бизнеса, устойчивость экономики и качество инфраструктурного потенциала.
О динамичности развития города говорит и рост доходов городского бюджета, а значит, и наших возможностей. Наши доходы составили более 34 миллиардов рублей, что больше доходов бюджета 2010 года почти на 5 миллиардов. Большую поддержку мы получили из вышестоящих бюджетов — областного и федерального.
Но для решения серьезных задач требуется и серьезная концентрация сил и ресурсов.
Ничего не дается просто так, по мановению волшебной палочки или в результате появления строчки в бюджете города — за всеми достижениями стоит труд жителей города, большая работа по координации усилий, обеспечению согласованности действий разных людей и организаций.
Прошедший год надо оценивать не сам по себе, а в контексте нашего развития. Мы подвели итоги первых пяти лет реализации стратегического плана устойчивого развития до 2020 года. Анализ свидетельствует об успешности развития города в целом: по большинству показателей мы достигли плановых параметров или превзошли их. Произошел существенный рост благосостояния жителей, а это рост не только доходов, но и показателей здоровья и продолжительности жизни, социальная стабильность, удовлетворение жизненно важных потребностей.
Особенно отрадно, что с 2010 года мы имеем естественный прирост населения.
Конечно, не всё из задуманного или необходимого удалось выполнить, многое ещё сделать предстоит, в том числе и в текущем году. 2012 год является логичным продолжением десятилетия, в котором город сделал большой рывок вперёд по сравнению с 90-ми годами. И лучше всего об этом свидетельствует миграционный прирост, ведь рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше.
Поэтому задачи на 2012 год очевидны, и увязаны со стратегическими направлениями развития города и нашими бюджетными возможностями. У бюджета 2012-го года есть одна существенная особенность, которая позволяет говорить о нем, как об истинно «народном бюджете». Мы впервые провели открытое обсуждение основного финансового документа города и задач по основным отраслям ещё в августе, на этапе формирования плановых параметров, что позволило нам максимально учесть предложения и пожелания жителей и представителей общественности.

Социальная сфера
Как и в 2011 году, приоритетной остаётся сфера здравоохранения, где нам предстоит завершить работы в рамках федеральной программы модернизации здравоохранения. По программе на улучшение материально-технической базы муниципальных учреждений будет выделено почти миллиард рублей.
Вторым направлением станет усиление службы скорой медицинской помощи. Это и обновление парка автомобилей скорой помощи, и строительство подстанций в Первомайском и Советском районах.
Но вложения в капитальный ремонт, техническое оснащение системы здравоохранения не будут эффективными, если не решить проблему обеспеченности кадрами, прежде всего, узкими специалистами.
В сфере образования мы отдаём приоритет повышению доступности и качества дошкольного образования и модернизации материально-технической базы образовательных учреждений. В прошедшем году мы начали реализацию пятилетней программы, нацеленной на увеличение мест в детских садах.
В 2012 году запланировано создание почти двух тысяч четырехсот новых мест, в том числе за счет строительства 8-ми новых садиков. Эта цифра будет увеличена еще на тысячу триста мест. И здесь важна совместная, скоординированная работа с органами исполнительной власти области по софинансированию этой программы.
Остаются задачи по модернизации материально-технической базы школ. Капитальный ремонт начнётся в школе № 120 и в здании бывшего УПК Заельцовского района, где затем разместится центр развития творчества детей и юношества.
Совместно с правительством области мы продолжаем программу «Школьное окно», и в этом году к ней присоединятся и детские садики. Принята областная программа по ремонту кровель. Это небольшие, но важные программы — за громадьем наших планов нельзя забывать и о повседневных нуждах.
Сегодня система образования должна ориентироваться на экономику нового типа, готовить высококлассных, инновационно-креативных специалистов.
Открывающийся через несколько дней астрофизический центр на Ключ-Камышенском плато имеет все шансы стать ядром инновационно-технологического дополнительного образования молодёжи.
В конце декабря по результатам конкурса концепций «Школы «Сколково» наша общественная организация Центр развития образования «Умка» с проектом образовательного комплекса нового поколения «Созвездие Малой Медведицы» вошла в число 12 лауреатов, и ей присвоен статус «Федеральной инновационной площадки». Он хорошо встраивается в уже разворачивающийся в Новосибирске комплекс инновационного технологического образования молодежи — астрофизического, межвузовской инженерной магистратуры, технопарка.
Проект важен для города как точка развития новых технологий воспитания молодежи для решения новых задач и наукоемкого производства.
Мы вновь возвращаемся к практике формирования муниципального заказа на подготовку кадров для бюджетной сферы в учебных заведениях города.
Для закрепления специалистов сейчас разрабатываются меры по субсидированию ипотеки и аренды жилья. До конца февраля мы утвердим набор социального пакета для работников бюджетной сферы.
На качественно новый уровень мы планируем выйти и в вопросе поддержки горожан старшего возраста. Для них реализуется целый ряд проектов по линии соцзащиты и здравоохранения, и теперь актуальной становится организация активного досуга пожилых горожан. Нужно создать условия, чтобы они проводили свободное время с интересом и пользой, и здесь требуется слаженная работа различных структурных подразделений.
В рамках этой задачи мы продолжим развитие системы территориального общественного самоуправления, которая уже доказала свою эффективность как форма привлечения пожилых граждан к решению проблем жилищно-коммунальной сферы и благоустройства.
У нас есть такой замечательный ресурс как муниципальная сеть библиотек, и мы планируем ориентировать их, в том числе, на работу с горожанами пожилого возраста.
Библиотеки, как и дома культуры, должны стать местом интересного и полезного досуга для пенсионеров, местом, где проводятся различные культурно-просветительские, образовательные мероприятия, творческие акции.

Городская инфраструктура
Продолжатся основные программы и в сфере развития городской инфраструктуры.
В первую очередь, это строительство третьего моста через Обь. Это важнейший для нас стратегический объект. Есть предварительные договоренности о софинансировании строительства из федерального бюджета, что позволит нам перераспределить средства на строительство других объектов, строительство которых было заморожено или отложено. В 2012 году это будет развязка на Южной площади — важный элемент дорожно-транспортной системы города.
Необходима также дальнейшая работа по реконструкции и ремонту городских транспортных магистралей, развитию транспортной системы города.
В 2012 году мы планируем завершить разработку комплексной транспортной схемы города Новосибирска и приступить к ее реализации. Одним из первых этапов реализации этой схемы должно стать проектирование линий скоростного трамвая.
У нас появилась хорошая возможность по развитию городского электротранспорта на автономном ходу с учётом перспектив, открывающихся с появлением в Новосибирске завода по производству литий-ионных аккумуляторов. Это позволит при минимальных вложениях расширить маршрутную сеть троллейбусов, а также улучшить экологическую ситуацию в городе.
Комфортная городская среда должна предоставлять возможности для спокойного досуга в городской черте. Лучшим местом для этого являются, конечно, парки и скверы.
Поэтому нужно постоянно заниматься благоустройством зеленых зон — обустраивать дорожки, ставить скамейки, устанавливать малые архитектурные формы и скульптурные композиции. В 2012 году нам предстоит разработать и принять Генеральную схему озеленения города и выбрать место нового городского парка.
Неотъемлемым элементом благоустройства городских площадей, парков и скверов являются фонтаны, и мы не будем нарушать традиции — каждое лето вводить в эксплуатацию как минимум один новый фонтан.
Не менее масштабные задачи нам предстоит решать в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это капитальный ремонт домов и снос ветхого и аварийного жилья в рамках федеральной программы, модернизация лифтового хозяйства в рамках областной программы, реализация программы благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, в рамках которой мы планируем за 3 года привести дворы в надлежащее состояние.
Мы ставим задачу вводить каждый год по миллиону квадратных метров жилья, что невозможно без реализации инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
В 2012-м году мы планируем приступить к реализации программы по развитию инфраструктуры частного сектора и разработке концепции по реконструкции пятиэтажного жилого фонда, который уже морально, а порой и физически устарел.
На повестке дня стоит вопрос о совершенствовании системы взаимодействия между горожанами, управляющими организациями и муниципалитетом.
Мы долго говорили о необходимости наделения органов местного самоуправления полномочиями по контролю за работой управляющих компаний. Теперь они у нас есть, мы создали структуру, которая будет отвечать за данное направление работы, и, надеюсь, в таком сложном вопросе, как повышение качества услуг ЖКХ, позитивные изменения произойдут уже в текущем году.

Развитие экономики

Но для того, чтобы наши планы стали реальностью, чтобы город продолжал успешно развиваться, необходимо повышение его экономического потенциала, того базиса, на котором строится будущее города.
Мы видим необходимость принятия более эффективных мер по привлечению инвестиций и модернизации промышленности, в том числе за счёт расширения наших полномочий в указанных сферах.
Президентом РФ Дмитрием Медведевым поставлена задача пересмотреть принципы распределения полномочий и источников их финансирования между уровнями власти, и нами уже представлены предложения на этот счет.
Запланирован и ряд мер по улучшению инвестиционного климата. Это и внедрение принципа «одного окна», и содействие в вопросах согласовании технических условий с ресурсоснабжающими организациями и внедрение системы поиска инвесторов и сопровождения проектов, которые мы считаем приоритетными для города.
В своей недавней статье премьер-министр Владимир Владимирович Путин обратил внимание на тот факт, что естественное и логичное решение проблемы низкой производительности труда в нашей стране — это массовое создание высокопроизводительных — а потому высокооплачиваемых — рабочих мест для образованных и амбициозных людей.
Новосибирск — один из крупнейших образовательных центров страны, и мы видим одной из важнейших задач развитие внашем мегаполисе инфраструктуры инвестиционно — инновационной деятельности, в первую очередь, внедрение в производство научных и технических разработок, организация выпуска конкурентоспособной продукции.
Целостной системы в этой сфере, которая бы интегрировала такие меры, как гранты молодым ученым, ресурсы технопарка и бизнес-инкубатора, меры по поддержке малого бизнеса и привлечение венчурных фондов, у нас пока нет, и ее создание — задача ближайшего времени.
В этом году в рамках реализации программы поддержки малого бизнеса к информационно-консультационной и финансовой поддержке мы добавили имущественную поддержку. В первом полугодии 2012 года нужно оценить эффективность этой меры и принять решение о целесообразности расширения списка помещений, сдаваемых в аренду. И в этой оценке необходимо учесть социальную значимость того или иного вида деятельности.
Мы ввели в эксплуатацию первый бизнес-инкубатор, и он уже показал свою востребованность. Поэтому в 2012 году необходимо рассмотреть проект создания подобного бизнес-инкубатора в левобережной части города, а также вести работу по размещению производств малых предприятий на простаивающих промышленных площадках города.
В конечном счете, как неоднократно говорилось на всех уровнях власти, мы стремимся к созданию экономики, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест. При этом значительная часть малого предпринимательства должна представлять сектор интеллектуального и творческого труда, экспортировать свои продукты и услуги.
У нас динамично развивается потребительский рынок, но есть и проблема — одни из самых высоких цен на продукты питания. Ее решение невозможно без создания условий для выхода на рынок товаропроизводителей из районов области, из других регионов.
В этих целях в 2011 году проведено более 400 ярмарок, открыта первая городская социальная продовольственная ярмарка в торговом центре «Гиперон», но этого пока недостаточно, и мы планируем системные меры по развитию конкуренции и поддержке малого бизнеса.
Уважаемые коллеги!
Как видите, работа впереди большая, и делать нам ее предстоит сообща, в интересах города и его жителей.
Хочу всех поблагодарить за достижения прошедшего года и выразить надежду, что в 2012 году мы будем работать еще более эффективно и успешно, а результативность нашей работы будем оценивать по улучшению качества жизни горожан.
Спасибо за внимание.
03.02.2012