Связь с мэрией

Выступление мэра Новосибирска Анатолия Локтя на международной конференции "Экология мегаполисов"

23-24 июня 2017 годав Новосибирске проходит международная конференция "Экология мегаполисов". Участие в ней приняли представители делегаций городов-побратимов — Саппоро (Япония), Тэджона (Республика Корея), Шеньяна (КНР), Тирасполя и Днестровска (Приднестровская Молдавская Республика) и Оша (Киргизская республика), руководители дипломатических представительств, расположенных в Новосибирске, депутаты Совета депутатов города Новосибирска, эксперты по вопросам экологии и охраны окружающей среды и представители общественных организаций. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть выступил на конференции с докладом:

"Уважаемые участники конференции, гости нашего города!

В геополитическом смысле наш город — ворота в Азию. Так как сегодня присутствуют и представители европейских стран, то ворота — они всегда движение в обе стороны, поэтому можно сказать, что наш город — это и ворота из Азии в Европу. Новосибирск — важнейший транспортный и логистический узел в центре страны. Здесь сосредоточен колоссальный потенциал развития экономики и современной промышленности, наукоёмких технологий и особенно IT-отрасли. Высокий уровень образования и науки, насыщенная культурная и спортивная жизнь стягивает в город «лучшие умы» со всей Сибири. Население Новосибирска растёт, в этом году число жителей превысило 1 миллион 600 тысяч человек.

Как и в любом мегаполисе, а особенно в Сибири, для нас актуальны вопросы теплоэнергетики и обеспечения водными ресурсами у Новосибирска. Коммунальное хозяйство города — это гигантская система инженерных коммуникаций: более 9 тысяч многоквартирных домов, 8,5 тысяч километров электрических сетей, 6,5 тысяч километров трубопроводов тепло- и водоснабжения. Но во всём многообразии проблем городского хозяйства, вопросы экологии постоянно выходят на первый план.

В России 2017 год объявлен Годом экологии на государственном уровне.

Цель экологической политики любого большого города — это снижение воздействия неблагоприятных факторов и повышение качества жизни. При этом муниципалитету важно находить баланс между задачами экологической защиты и необходимостью сохранения темпов развития. Сегодня это разрешение этого противоречия становится одной из главных задач для всего человечества.

Новосибирск в советское время сформировался как мощный индустриальный центр, свою роль сыграла довоенная индустриализация, и колоссальная по масштабам эвакуация из центральной части страны, и послевоенное развитие. В 90-е годы произошла постепенная переориентация экономики города на развитие услуг, сервиса и торговли. Результатом стало улучшение экологии города ­— 20 лет назад Новосибирск вышел из рейтинга наиболее загрязненных городов России. Мы сегодня не в этом перечне. Я сегодня вспоминаю слова нашего председателя СО РАН Валентина Коптюга, ученого с мировым именем, который очень образно обрисовал ситуацию: «В Оби появились раки. Это означает, что остановилась промышленность».

Сегодня в систему экологической безопасности Новосибирска заложен комплексный программно-целевой подход. Он основывается на стратегическом плане устойчивого развития города, а также региональных и городских программах по улучшению экологии и созданию комфортной городской среды. Ещё одно важное направление ­— взаимодействие с бизнесом. Ежегодные затраты предприятий города на природоохранные проекты составляют в общей сложности из разных источников более 1 миллиарда рублей.

Остановлюсь подробнее на основных аспектах работы по охране окружающей среды в Новосибирске.

Как я уже сказал, общими усилиями за последние годы удалось добиться существенного снижения и стабилизации уровня загрязнения воздуха. За последние 20 лет индекс загрязнения атмосферы Новосибирска снизился почти в три раза: если в разные годы этот показатель достигал 31, то сейчас удерживается в пределах от 8 до 12. Тем не менее, этот уровень мы оцениваем как высокий, а значит нам есть к чему стремиться.

Самая первая проблема, с которой я столкнулся три года назад, когда стал мэром — это проблема запыленности города. За последние годы значительно сократилась доля выбросов от технологических источников. Предприятия применяют более современные безопасные для окружающей среды технологии, используются дополнительные фильтры, очистные установки.

Изменилась и структура выбросов загрязняющих веществ от различных источников. Мы постепенно закрываем неэффективные локальные котельные с переключением потребителей на централизованное теплоснабжение. Современные автономные газовые котельные приходят на смену угольным. Если в 90-е годы в Новосибирске из 288 котельных на твердом топливе работало 243, то сегодня их осталось порядка 15. В целом 95% автономных источников теплоснабжения работает на природном газе.

Основной объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников формируют предприятия тепло-энергетического комплекса. Поэтому природоохранная работа здесь имеет особое значение для улучшения состояния воздуха. Только за прошлый год выбросы золы на двух крупных станциях — ТЭЦ-4 и ТЭЦ-3 — по сравнению с 2015 годом были снижены на 134 тонны. Этот результат достигнут за счет изменения технологий, совершенствования производственных процессов и повышения КПД золоулавливающих установок до 99,7%.

Еще один блок работы в борьбе за чистый воздух — это газификация домов в секторах индивидуальной жилой застройки. В настоящее время газом охвачено уже 60% таких домов. Таким образом, сократились валовые выбросы в атмосферу и по отдельным загрязняющим веществам приземные концентрации снизились в 4 раза. Но самый важный результат ­— повышается качество жизни людей.

Сейчас Новосибирск, как и многие мегаполисы, сталкивается с проблемой загрязнения атмосферы автомобильным транспортом. Число машин с каждым годом растет — на долю транспорта теперь приходится более половины всех вредных выбросов в атмосферу города. Инфраструктура не успевает за темпами автомобилизации. Важным направлением является развитие системы общественного транспорта и частичное внедрение ограничительных мер, стимулирующих отказ от регулярного использования личного автомобиля.

В Новосибирске мы вплотную подошли к реализации проекта по введению платных парковок в центральной части города, реализуем меры по сокращению числа машин малой вместимости на маршрутной сети и обновлению изношенного автопарка муниципальных предприятий. Важное направление — возрождение наиболее экологически чистого вида общественного транспорта — трамвая. Мы делаем упор на развитие электротранспорта. Начали выпускать здесь, на базе новосибирского предприятия, трамваи.

В зимнее время мы до сих пор вынуждены использовать песко-соляные смеси, которыми посыпаем проезжую часть и тротуары. Это сокращает количество ДТП, снижает количество травм пешеходов, но обратная сторона этой технологии — весной все тонны песка, которые мы высыпали, поднимаются колесами машин в воздух и существенно загрязняют атмосферу. Пока мы не нашли решение этой проблемы, но упорно работаем над этим.

Сегодня мы вплотную подошли к внедрению в городе платных парковок. Мы рассматриваем это не как способ пополнения бюджета, а как инструмент регулирования количества транспорта в городе.

В числе наиболее сложных задач — решение проблемы обращения с отходами производства и потребления на территории города.

Сегодня твёрдые бытовые отходы из Новосибирска размещаются на четырёх полигонах. Город растет, а вместе с ним растут и объемы отходов. При этом за последние 15 лет объем отходов вырос в 2,5 раза и составляет около 4 млн. кубометров. Нам крайне важно снижать объемы захоронения отходов и обеспечить их максимальную утилизацию. Требуются серьезные финансовые вложения, которые невозможны без привлечения частных инвесторов. В настоящее время разработана территориальная схема обращения с отходами. На региональном уровне обсуждается создание современных мусороперерабатывающих комплексов. Тем не менее, уже сейчас выбор из отходов утильных фракций достиг в городе почти 30%. Большое внимание уделяется пропаганде правильного обращения с ртутьсодержащими отходами.

Третье важное направление — стабильная работа сооружений инженерной инфраструктуры водопроводного и канализационного хозяйства.

Сегодня наше муниципальное предприятие «Горводоканал» ежесуточно подаёт в город 900 тыс. кубометров качественной питьевой воды. Нас природа наделила хорошей водой, химический состав воды в Оби очень полезный, богатый минералами. Это обеспечивают нас ледники Алтая, и наши очистные сооружения, наши водозаборы, которые подвергают воду механической очистке и ультрафиолетовому облучению.

«Горводоканал» стал одним из первых коммунальных предприятий России, внедривших полный цикл обработки воды ультрафиолетом — перед подачей населению и после очистки стоков. У нас работают крупнейшие в Сибири очистные сооружения канализации с полной биологической очисткой. Сточные воды проходят очистку ультрофиолетом, после чего образующиеся осадки обрабатываются и утилизируются.

Одно из экологических преимуществ Новосибирска — обширная сеть поверхностных водных объектов: это река Обь с крупным притоком рекой Иней, 7 малых рек, озера, пруды. За последние годы практически прекращен сброс неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в воду. В то же время острым остается вопрос санитарного состояния и застройки водоохранных зон — необходима более системная работа. Также есть проблема очистки ливневой канализации.

Приоритет нашей экологической политики — это развитие зеленых зон, благоустройство и создание комфортной городской среды. Новосибирск сформировался как город на территории, занятой лесом, и сегодня зеленые насаждения занимают порядка 30% территории города. Этим наградила нас природа. Ключевым направлением мы выбрали не только сохранение городских лесов, но и развитие новых зеленых зон, парков и скверов внутри территорий городской застройки.

Эффективное решение экологических проблем невозможно без активного участия и поддержки населения. Это крайне важно, чтобы новосибирцы понимали, что и для чего мы делаем. Для озеленения внутриквартальных территорий ежегодно из декоративного питомника выдаются более 10 тыс. саженцев, которые идут на реализацию программы благоустройства дворовых территорий.

В прошлом году по итогам исследования экспертами более 30 зеленых зон города разработана концепция «Городская среда: озелененные общественные пространства Новосибирска». Она была поддержана Советом депутатов Новосибирска, общественностью города. Воплощение этой «зеленой стратегии» продлится несколько лет, но сегодня уже сделаны эффективные первые шаги по благоустройству крупных зеленых зон, городской набережной, Центрального парка.

Комплекс мер, реализуемых сегодня для сохранения экологии города, масштабен. Неоценимую помощь в решении экологических проблем муниципалитету оказывают различные волонтерские и некоммерческие организации, инициативные граждане и социально ответственные компании. Мы стараемся сделать новосибирцев непосредственными участниками этой стратегии. Рассказать обо всем в рамках короткого выступления невозможно, но я уверен, что мы продолжим обмен опытом в нашем ежедневном сотрудничестве.

Уважаемые участники конференции!

Сегодня жизнь большего города в любой стране мира — это компромисс между развитием экономики, технологий, получения благ цивилизаций и экологическим благополучием. Мы хорошо это понимаем. Но не менее важно воспитание экологической культуры. Это одна из главных задач — формировать бережное отношение к окружающему миру нужно, в каждом человеке. Убежден, что такие конференции вносят свой вклад в общее дело борьбы за экологию современного мира.

Спасибо за внимание!

Благодарю за внимание!"

  • Образы будущего мира без войны проектировали молодые новосибирцы

    Мэр Новосибирска Анатолий Локоть поприветствовал участников форсайт-сессии «Цивилизации мира и мир цивилизаций». На встрече молодежные активисты обсудили тенденции, ведущие к цивилизациям мира и войны, и представили сценарии достижения желаемого будущего.

  • В Новосибирске проходит конференция «Экология мегаполисов»

    Как сделать среду проживания более комфортной и безопасной? Как обеспечить экологические стандарты окружающей среды в городах-мегаполисах? Что делать с мусором и пылью на улицах? Эти и другие вопросы обсудили сегодня участники международной конференции городов-побратимов «Экология мегаполисов».