Fitch подтвердило рейтинги города Новосибирска на уровне «BB», прогноз «Стабильный»

Fitch Ratings подтвердило рейтинги города Новосибирска, Российская Федерация: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «В». Долгосрочный рейтинг приоритетного долга города подтвержден на уровне «BB».

Это отражает ожидание Fitch, что город продолжит держать дефицит бюджета под контролем в среднесрочной перспективе и поддерживать умеренный уровень долга. Рейтинги также принимают во внимание умеренный размер бюджета города, обуславливающий ограниченную бюджетную обеспеченность и гибкость.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Налоговая база города имеет умеренный размер и сдержанные перспективы роста, что, по мнению Fitch, обусловлено ограниченным перечнем налогов, собираемых российскими муниципальными образованиями в соответствии с национальным законодательством.

Налоговые поступления являются существенным источником налогов города, составляя около 40% от всех доходов. Наиболее важным является налог на доходы физических лиц («НДФЛ»), на поступления от которого приходилось около 30% от суммарных доходов города в 2018 г. Поступления от НДФЛ демонстрируют хорошую динамику, и в прошлом колебания экономической активности не оказывали на них существенного влияния. Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются единственными двумя местными налогами, по которым город вправе устанавливать ставки и определять налоговую базу. В то же время способность города устанавливать налоговые ставки сдерживается лимитами, которые определяются налоговым кодексом Российской Федерации. Доходы от поступлении по местным налогам обеспечили 8% от всех доходов города в 2018 г.

Город Новосибирск демонстрировал взвешенный контроль за расходами, о чем свидетельствует динамика расходов, близкая к динамике доходов в течение последних пяти лет. Как и в случае других российских муниципальных образований, в структуре расходов города преобладают расходы на образование (не носящие циклического характера), на которые приходилось 58% от всех расходов в 2018 г.

Новосибирск проводит взвешенную долговую политику, о чем свидетельствует умеренный уровень долга: фискальная долговая нагрузка (чистый скорректированный долг/операционные доходы) поддерживалась на уровне менее 55% в 2015-2018 гг. Структура прямого долга у города хорошо сбалансирована между рыночными заимствованиями в форме амортизируемых выпусков внутренних облигации (49% прямого риска по состоянию на 1 января 2019 г.) со сроками до погашения до 9 лет, затем следуют револьверные кредитные линии от российских банков со сроками до пяти лет (40%), 11% представляют собой кредиты под низкую процентную ставку от Новосибирской области. Город не подвержен существенным забалансовым рискам.

Доступ города к ликвидности также поддерживается механизмами предоставления ликвидности в форме кредитной линии от федерального казначейства для покрытия внутригодовых кассовых разрывов

На 1 января 2019 г. город имел неиспользованные кредитные линии от российских банков на сумму 8,9 млрд. руб., что превышало потребности в рефинансировании, а также ожидаемый дефицит за 2019 г.

Fitch относит Новосибирск к субнациональным образованиям типа B, от которых требуется покрывать обслуживание долга за счет денежного потока на ежегодной основе. Оценка устойчивости к долговой нагрузке обусловлена сильным показателем обеспеченности операционным балансом (чистый скорректированный долг/ операционный баланс), который является основным показателем для оценки устойчивости к долговой нагрузке.

Устойчивое поддержание показателя обеспеченности долга операционным балансом, согласно рейтинговому сценарию Fitch в сочетании с хорошим показателем фискальной долговой нагрузки менее 60% может привести к повышению рейтингов. Пересмотр оценки города в сторону улучшения, в частности ввиду повышения гибкости расходов, может быть позитивным для рейтингов, при условии что показатели устойчивости к долговой нагрузке останутся неизменными.