Выступление мэра Новосибирска Анатолия Локтя на городском собрании общественности
Сегодня, 7 ноября, на городском собрании общественности мэр Новосибирска Анатолий Локоть представил приоритеты развития города на ближайшие годы. Полный текст выступления мэра:
"Уважаемые товарищи!
Прежде, чем я приступлю к докладу, я хочу информировать вас, что вчера ушел из жизни Шаталов Владимир Ильич, председатель ТОС «Русь», заслуженный учитель, которого многие знали, активный общественник с активной жизненной позицией. Ушел на
(Зал встал)
Прошу садиться.
Уважаемые товарищи, новосибирцы!
Для меня сегодняшняя встреча крайне важна. Середина срока полномочий, 2,5 года — это были годы, когда не только решались ежедневные насущные вопросы города Новосибирска, это годы становления команды, налаживания системы управления. Это годы, когда мы чувствовали возрастающую поддержку со стороны новосибирцев. Это годы работы, вопреки, может быть, мнению некоторых наших недоброжелателей, потому что вспоминается выборная кампания, когда предрекали, говорили что мы «быстро обанкротимся» организационно, организационный коллапс будет в городе, наступит хаос. 2,5 года говорят сами за себя. Я думаю, что мы с основными задачами справились. А те, кто пророчили, даже порой, откровенно говоря, мешали выполнять задачи, они, как мне кажется, остаются несостоятельными. Не все сотрудники, те, с кем мы начинали работать, планировали работать в мэрии, остались рядом. По разным причинам: кто-то не выдержал интенсивности работы в исполнительной власти, это — колоссальный груз ответственности, кто-то не выдержал этого груза ответственности и тоже ушел, пожелав остаться на критических позициях (не решая вопросы, а оставаясь в позиции критика). Такое тоже бывает. И это — часть нашей жизни. Несмотря на это, я должен вам сказать, что команда управленцев, с которой мы работаем сегодня сложилась. Это люди, которые каждодневно решают задачи, берут на себя груз принимаемых решений. И город растет, город развивается, несмотря на кризис, несмотря на все трудности, с которыми мы сталкиваемся.
2,5 года — это срок, когда пришло время подвести какие-то предварительные итоги. Но самое главное: наметить те стратегические направления, по которым нам предстоит работать не только в 2017 году, но, может быть, и в последующие годы. Основную свою задачу мы видим в том, чтобы Новосибирск не только не снижал темпов, динамики своего развития, но постоянно их наращивал.
Я надеюсь, что сегодняшний общий Совет станет началом больших обсуждений и разработки ваших предложений — в каждом отдельном общественном совете, а, может быть, и лично. Предложений, которые крайне необходимы и для меня, и для всего Новосибирска.
Все эти годы мы решали задачи в условиях острого дефицита бюджетной сферы. И каких бы тем мы ни касались, за что бы мы ни брались, первое условие уравнения всегда было: где взять деньги. Несколько лет назад экономическая ситуация в городе и в стране была другая. И она предполагала, что через некоторое время мы действительно можем выйти на уровень
Но, как я сказал, город развивается. Мы не позволили загнать город в ситуацию выживания. За два с половиной года сделано немало, порой удавалось сделать то, что не делалось десятилетиями по тем или иным причинам. Мы закрыли «барахолку» — наследие
Несмотря на все сложности с капитальными вложениями, открыли новый участок автодороги на улице Объединения (сегодня она называется ул. Георгия Колонды), развязку на улице Петухова, завершили реконструкцию Мочищенского шоссе. Впервые счет капитально отремонтированных домов пошел на сотни. Мы сумели переломить ситуацию с ремонтом теплосетей — жалоб на теплоснабжение в последние два года стало заметно меньше, почти в два раза. Это очень объективный показатель — жалобы новосибирцев.
Мы ввели за два года 24 детских сада, закрыв проблему с путевками для детей от 3 до семи лет.
Мы построили трамвайную линию до «Чистой Слободы». Она небольшая, но крайне важна, так как решает проблему транспортной доступности нового микрорайона. Мы провели аудит всех зеленых зон. Благодаря этому у города, наконец, появилась возможность обсуждать с инвесторами нормальные, понятные инвестиционные условия. И результаты не заставили себя ждать — посмотрите на реконструкцию сада Дзержинского, это плод совместных усилий, а не бюджетные деньги. Также мы начали реконструкцию Центрального парка. Заельцовский парк: мы принялись разбираться бесхозными самостроями и некоторые из них снесли.
Мы внесли важнейшие изменения в правила землепользования и застройки, которые ставят знак «стоп» точечной застройке в нашем городе. Замечу, что попытки вести коммерческую застройку в зеленых зонах и бесцеремонно нарушать городскую среду — это следствие тех решений, которые принимались тогда, когда возможности для точечной застройки были практически не ограничены, когда прозрачных норм не существовало. С этими решениями порой приходится сталкиваться на протяжении нескольких лет. Но сегодня этот заслон создан. Мы создали основу для новой, понятной градостроительной политики на годы вперед. И будем сводить на «нет» подобные скандальные и недопустимые ситуации.
Решая ключевые вопросы, мы не забываем о выполнении социальных обязательств и решении каждодневных задач.
Среди стратегически важных направлений работы я хочу выделить три. Первое: развитие городской среды и зеленых территорий, второе — развитие дорожно-транспортной сферы, и третье — развитие социальной инфраструктуры.
Я уже упоминал о правилах землепользования и застройки. Жизнь показывает, что мы делаем это очень вовремя. Часто законодательство работает не в нашу пользу — весьма спорные разрешения, выданные несколько лет назад, срабатывают сегодня, всплывают сегодня. И вызывают очень негативный резонанс, являются точками социального напряжения. Чтобы предотвратить застройку парков, «втыкание» многоэтажек и ресторанов на исторически сложившихся территориях, мы должны действовать очень быстро. Напомню, что два с половиной года назад общественность особенно настойчиво требовала от меня, тогда только что избранного мэра, пристально проверять градостроительные решения на коррупционную составляющую, разработать и ввести новые правила, реформировать механизм публичных слушаний. Мы отозвались на этот наказ. Сегодня процедура публичных слушаний существенно нами упрощена. А сейчас благодаря новым правилам землепользования и застройки мы ограничиваем возможности для точечной застройки и вводим прозрачные нормы. Я подчеркиваю: это не инструмент борьбы со строительной отраслью или застройщиками, отнюдь. Нет, мы заинтересованы в том, чтобы строительная отрасль развивалась, чтоб застройщики эффективно работали. Но чтобы все это было по правилам, прозрачно, понятно для всех, принимаемо новосибирцами. Градостроительный совет в этом отношении проделал огромную, фундаментальную работу, И если бы не было этой работы, этого активного конструктивного посыла, только силами мэрии, департамента мы бы не справились.
Два года назад от меня требовали особого внимания к зеленым зонам и инвентаризации городских территорий общего пользования. Моя предвыборная программа также предусматривала эти действия. Месяц назад мы представили результаты комплексной работы группы экспертов, общественников и депутатов — стратегию развития зеленых зон. Впервые в истории города созданы паспорта развития всех 32 зеленых территорий. Я хочу назвать основные индикаторы, которые мы разработали:
— первое: реконструкция и развитие Михайловской набережной и других ключевых парковых пространств;
— второе: проработка с инвесторами возможности организации мест отдыха в пойме Каменки, а также в районе Первой Ельцовки; это касается и других малых рек. Новосибирск богат малыми реками, они у нас порой весьма неприглядно выглядят, а хотелось бы, чтобы они стали местом отдыха, рекреационными зонами;
— третье: осуществление программы под рабочим названием «Зеленый город», целью которой станет масштабная высадка деревьев и кустарников на улицах, во дворах, на площадях, и уход за ними;
— системное, масштабное, на постоянной основе привлечение застройщиков к озеленению территорий. Есть очень хорошие примеры работы застройщиков в этом направлении, когда сдаются не просто коробки под самоотделку, а благоустроенные территории, озелененные, с детским городками;
— разработка обоснованных предложений по созданию новых парков и скверов и других зеленых зон;
— привлечение горожан к участию в проектах программы. «Зеленый город» мы делаем для всех, чтобы каждый почувствовал не просто ответственность, но желание участвовать в этой программе.
Второе стратегическое направление — развитие дорожно-транспортной сферы. Свои усилия мы сосредоточим:
— на участии в федеральной программе «Безопасные качественные дороги»;
— на развитии общественного транспорта, муниципального, в первую очередь;
— на обеспечении транспортной доступности.
Напомню, что 21 сентября глава государства Владимир Владимирович Путин обозначил, что с 2018 года не менее половины дорожной сети в агломерациях должна быть приведена в нормативное состояние, а к 2025 году таких дорог должно быть порядка 85 процентов. Это очень большая, важная, масштабная задача. Одним из первых городов, подавших заявку на включение в новую программу, стал Новосибирск. Войдя в проект, город сможет ежегодно, начиная с 2018 года, получать 1 миллиард рублей из федерального бюджета на ремонт дорог.
Но автоматического получения федеральных денег никто не гарантирует, за это надо еще побороться. И надо соответствовать ряду правил. В нашем случае получение средств на этот проект осложняется тем, что нужно оформить права собственности города Новосибирска на 75 улиц, включенных в проект. Муниципалитет должен был это сделать еще, начиная с 2008 года, но мы этой работой занимаемся в течение последних двух лет. Это большая, масштабная работа, требующая бюджетных затрат и времени. Она не разовая и последовательно ведется.
Попадание Новосибирска в новую федеральную программу позволит привлечь дополнительно более 9 миллиардов рублей до 2025 года. Порядка 1 миллиарда из которых — это средства города и области, мы рассчитываем здесь на поддержку области, понимание в этом отношении есть, но работа эта требует дополнительных серьезных усилий.
Мало только строить дороги, приводить их в порядок. Надо содержать дороги, убирать их, ремонтировать. Надо использовать современные технологии. И здесь у нас есть тоже опыт, мы начинаем работать в этом направлении, приобретаем новую технику для уборки улиц, тротуаров, которой нам не хватает. Мы сегодня осваиваем технологии, которые позволяют ремонтировать дорожное полотно при минусовых температурах, что является крайне важным в нашем климате. В качестве примера скажу, что мы выделили небольшой участок дороги в Советском районе, который был отремонтирован при минусовой температуре по рецептуре, разработанной нашими учеными из Академгородка. И проводим сейчас опыт — в каком состоянии он будет, и в зависимости от этого будем принимать решение. Это все точечные направления, но совершенно очевидно, что необходимы комплексные программы развития отрасли. И такую работу мы наметили, такие поручения сделаны.
Другое направление наших усилий — общественный транспорт. Много лет муниципальный транспорт работал в сложных условиях и был угнетен. Сегодня в крупных городах России соотношение частных и муниципальных перевозчиков — в пользу муниципальных, тогда как у нас — наоборот. В 2014 году мы застали муниципальные транспортные предприятия в тяжелом финансовом состоянии, это происходило на протяжении ряда лет, по целому ряду причин.
Первой нашей задачей было вытащить предприятия из этого состояния. Когда мне предлагали путь развития общественного транспорта — провести поголовно приватизацию и отдать все частникам (такие предложения были, инвесторы приезжали с заманчивыми предложениями), я категорически выступил против. В этом году мы снизили кредиторскую задолженность по департаменту транспорта в два раза, на 446 млн. рублей.
Но решения по общественному транспорту тоже должны быть не точечными, а кардинальными. В первую очередь — это перевод системы общественного транспорта на работу по Федеральному закону 220- ФЗ и модернизация системы безналичных расчетов. К 2020 году мы обязаны перейти на систему муниципальных заказов в сфере пассажирских транспортных перевозок. Это значит, что перевозчики должны получать плату за свои услуги от муниципалитета по контракту — за обслуживание рейса, а не за количество пассажиров. Но для этого необходима система безналичных расчетов (ее нужно развивать), в которой будут участвовать все перевозчики. Нельзя, чтобы одни участвовали, а другие не участвовали. Условия должны быть абсолютно одинаковыми для всех. А безналичная система расчетов позволяет контролировать не только деньги (это тоже очень важно, потому что здесь мы видим очень большой оборот черной наличности), но это и контроль пассажиропотоков, дисциплинированности исполнения обязательств перевозчиками.
Мы хотим навести порядок в этой сфере, коррупционный фактор которой сравним с тем, как это было вокруг Гусинобродской «барахолки».
Финансовое состояние муниципального транспорта сейчас не располагает к реализации действительно крупных проектов. Поэтому особенно важно, что мы собираемся такие проекты проводить. Речь идет о договоренности, которой мы достигли с нашими белорусскими партнёрами, с предприятием «Белкоммунмаш»: мы подписали соглашения и фактически организационно основные мероприятия сделаны по созданию совместного предприятия по ремонту и изготовлению новых трамваев, здесь, на базе Новосибирска, по белорусским, вернее, по западным современным, технологиям. Это крайне важное и интересное направление. И мы заручились здесь первой рамочной поддержкой со стороны правительства Новосибирской области и губернатора. Рынок в этом отношении большой: нам нужно заменить свои трамваи, но мы рассчитываем, что этой работой заинтересуются наши соседи — крупные города, областные центры (Омск, Томск, Барнаул, Красноярск, Кемерово). Одним словом, здесь перспектива очень интересная, большая.
Еще один давний и наболевший вопрос — транспортная доступность. Некоторые действия требуют значительных инвестиций — например, строительство новых станций метро. Но есть то, что мы можем выполнить и решить уже сейчас.
Например, очевидно, что сейчас центр города забит машинами, а водители ведут себя не очень дисциплинировано, хамят друг другу, подрезая друг друга, нарушая правила дорожного движения, создавая условия для ДТП. От этого страдают все жители: и пешеходы, и те, кто соблюдает правила. А люди, которым нужно в центр на два-три часа по важному делу — привезти ребенка в поликлинику, провести встречу, прийти в офис и предоставить документы — не могут найти место для парковки.
Конечно, при таком отношении городской трафик в целом крайне перегружен — люди каждый день едут с левого берега на правый и наоборот. Кстати, мы проводили замеры и отмечали, что количество машин, которые приезжают с левого на правый берег, в центр, значительно выше количества выезжающих отсюда. То есть машины оставляют здесь, они остаются в центре. И порой создают серьезные помехи для уборки улиц и движения. Создание платного парковочного пространства — это способ регулировать этот трафик движения. Это не решение финансовой проблемы, как кто-то пытается представить, нет таких планов у нас. Но отрегулировать ситуацию в городе, разгрузить центр, сделать его доступным, нужно. Здесь мы видим очень серьезную задачу и собираемся ее решать.
В этом учебном году в Новосибирске зафиксирован рекорд — школьников стало больше на 7 тысяч 600 человек. Причем эти цифры, мы просчитываем вперед, будут возрастать. Поэтому решение задачи создания школьных мест — я здесь подошел к третьему стратегическому направлению: развитию социальной сферы — очень важно, иначе мы подойдем к тому моменту, когда не просто в третью смену, мы просто не сможем вести образовательный процесс нормальным образом. Поэтому в этом году мы сознательно пошли на риск, увеличив долг городского бюджета ради того, чтобы начать за свой счет строительство школ, новых зданий. Откладывать вопрос, как я сказал, было нельзя. В 2017 году готовимся получить на эти цели средства федеральной программы. В этом году мы вошли уже в федеральную программу и сдадим 10 декабря (все идет по графику) здание новой школы № 212 на 550 мест в Горском жилмассиве. И надеемся, что в следующем году это попадание в федеральную программу нам обеспечит успешное решение первого года и, в том числе, тот задел, который мы сегодня создаем.
Ведутся работы в новом здании школы-интерната № 37 для глухих и слабослышащих детей, это очень длительный недострой нескольких лет. Но мы полны решимости при поддержке областного бюджета закончить его и сдать. В июне началось строительство нового корпуса школы № 155 на Ключ-Камышенском плато. Это уникальное решение, потому что мы не могли прекратить учебный процесс, несмотря на то, что школа рассчитана на 250 мест, а обучается в ней сегодня 600 учеников. Перевести их на учебу некуда, поэтому мы ведем сегодня строительство нового здания, не прекращая занятий в старом здании. Это сложный, ответственный шаг, но мы его сделали. Полным ходом идет ремонт аварийного здания школы № 82 в Дзержинском районе на улице Гоголя. Началось строительство школы на 560 мест в крупном жилом микрорайоне «Березовое». Реализуется договоренность о строительстве школы и начато это строительство в «Чистой слободе». У нас есть еще ряд предложений от застройщиков, которые заинтересованы в том, чтобы развивать социальную сферу и мы поддерживаем эти предложения, и рассчитываем, что такое сотрудничество будет в дальнейшем развиваться.
Должен сказать, что мы не можем ждать, когда бюджет будет настолько наполнен, что мы сможем решать все стоящие перед нами задачи только за счет средств бюджета. Нет, это порочный путь. И сегодня становится крайне важным привлечение инвестиций. Мы видим свою задачу с том, чтобы создавать условия для того, чтобы инвесторы были заинтересованы приходить и реализовывать важные социально значимые проекты в городе Новосибирске. Мы заинтересованы в развитии муниципально-частного партнерства. И такие примеры уже есть.
В этом году мы сдали два конечных остановочных павильона, которые построили частные застройщики. Они будут переданы в муниципальную собственность и там уже ведется работа.
Мэрия и компании-застройщики аквапарка и двух жилых комплексов на левом берегу подписали соглашение о муниципально-частном партнерстве, согласно которому в 2017 году будет введена новая дорога между улицей Моторной и дамбой Димитровского моста. В 2016 году проведена реконструкция улицы Моторной, чтобы обеспечить подъездные пути к аквапарку. Это еще один пример активного сотрудничества.
Мы сейчас работаем над тем, чтобы привлечь инвесторов к ряду таких проектов, как восстановление и реконструкция бассейна «Дельфин» в Пашино (очень хорошее место, много ребятишек и ни одного бассейна).
Мы должны уметь реализовывать основное преимущество Новосибирска: нам может не хватать ресурсов, денег, мы можем испытывать другие организационные трудности, но у нас есть интеллектуальное преимущество перед другими территориями. Это Сибирское отделение Российской академии наук. Мы начали эту работу, мы развиваем сотрудничество с нашими институтами Сибирского отделения. Мы хотим, чтобы эта работа была системной, постоянной. И видим в этом очень большую перспективу.
У нас достаточно политической воли, чтобы добиваться результатов на этом непростом тернистом пути в обозначенных мной направлениях. Сегодня мы заручились поддержкой депутатов Совета депутатов города Новосибирска. Мы конструктивно работаем. Мы обсуждаем и сейчас выносим на публичные слушания бюджет будущего года. И будем с депутатами очень внимательно работать над этим проектом, планом СЭР 2017 года. Нам в этих вопросах важна и нужна поддержка депутатов Законодательного собрания. Только что я вернулся с общественных слушаний, которые проводил комитет по бюджету Законодательного собрания, и там я обозначил те проблемы, которые у нас существуют, и где мы хотели бы получить поддержку областного бюджета. Но нам крайне нужна и важна ваша поддержка, поддержка общественности, жителей города Новосибирска.
Потому что, в конечном итоге, все наши усилия — ради новосибирцев. Для того, чтобы жить стало лучше, чтобы Новосибирск стал удобным, комфортным городом и все усилия наши направлены на решение именно этой задачи.
Два с половиной года назад новосибирцы проголосовали не просто лично за меня, я отдаю себе в этом отчет и не переоцениваю свою значимость. Жители хотели увидеть во главе города того, кто сможет что-то изменить, хотя бы взгляды, подходы, собрать людей не по признаку политических взглядов или дружеских, корпоративных интересов. Для нас принцип был и остается один — профессионализм, умение работать ради города, ради его жителей. справляться с нагрузкой, с которой приходится работать. В своей деятельности я не смотрю, у кого какой партбилет: «Единой России», КПРФ, «Родины», ЛДПР или какой-то другой. Есть, конечно, различие в наших взглядах, но всех нас объединяет одно. В первую очередь мы все с вами принадлежим к одной партии, партии, которая называется «Новосибирск».
В завершение я хотел бы поздравить вас всех с
И в заключение хочу сказать: у нас есть политическая воля и мы не намерены останавливаться на полпути. Спасибо!"
Обсуждение городских приоритетов пройдет в форме дискуссионных площадок 26 января 2017 года, 31 января 2017 года, 2 февраля 2017 года и 9 февраля 2017 года. Подробности - на сайте "Городские приоритеты"