Выступление мэра Новосибирска Анатолия Локтя на аппаратном расширенном совещании по постановке задач на 2016 год
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы ставим задачи на 2016 год. Прошлый год Новосибирск завершил с уверенными результатами — особенно в строительстве, достигли хороших результатов. Выполнили указы президента России по обеспечению детей от 3 до 7 лет местами в детских садах. Однако нужно конкретно и честно говорить о трудностях, о негативных тенденциях в экономике. Мы признаём, что проблемы есть, мы ищем выходы, решения этих проблем. Предстоящий год не будет простым. Поэтому каждому руководителю я ставлю задачу руководителю определить стратегию развития с учётом рисков, с которыми мы с вами столкнемся. И ставить задачи на перспективное решение проблем с тем, чтобы сохранить динамику и тенденцию развития Новосибирска.
Теперь непосредственно о задачах, которые предстоит выполнить.
ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛОКА — завершить оценку эффективности использования муниципального имущества и земельных участков. По итогам проверок в 2015 году у нас появился имущественный «задел», который нужно превратить в реальные доходы бюджета.
1. Мы должны оптимизировать количество муниципальных предприятий и учреждений, исходя из результатов их финансово-хозяйственной деятельности. Прошу продолжить оценку эффективности использования муниципального имущества и земельных участков, закрепленных за муниципальными учреждениями города.2. Необходимо добиваться ритмичности поступления налоговых платежей, взыскания недоимки по налоговым и неналоговым доходам. В частности, взыскания задолженности по аренде муниципального имущества и земельных участков. Отчет о работе с неплательщиками должен предоставляться ежемесячно.
3. В этом году вряд ли можно рассчитывать на увеличение федерального финансирования. Тем не менее, мы должны обеспечить включение города в региональные и федеральные государственные программы. Оперативно предоставлять документы для участия в распределении средств федерального бюджета. Особенно — по программам реконструкции и строительства школ. Требуется наладить более тесное взаимодействие с Правительством Новосибирской области, министерствами и департаментами, причем не только по межбюджетным трансфертам.
4. В прошлом году снижалась инвестиционная активность. Инвестиционных ресурсов стало меньше, тем более их нужно привлекать активнее. Ставлю задачу разработать такой механизм, чтобы приоритет финансирования был у проектов муниципально-частного партнерства.
5. Необходимо обеспечить работу комиссии по административной реформе. Эта задача имеет прямое отношение к оптимизации работы муниципалитета.
О ЗАДАЧАХ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ:
В 2016 году особенно остро стоит вопрос развития дорожно-транспортного комплекса. Несмотря на сложное финансовое положение, мы должны выполнять нашу стратегическую цель, которая не изменилась — развитие общественного транспорта.1. Муниципальный транспорт выполняет важнейшую социальную функцию. Мы не можем его потерять. Поэтому ключевые задачи следующие:
самое главное — необходимо сделать муниципальный наземный транспорт финансово устойчивым.
развивать единую безналичную систему оплаты проезда для всех видов пассажирского транспорта;
сохранить социальные льготы на проезд в муниципальном транспорте;
взаимодействовать с департаментом по тарифам Новосибирской области, на принципах баланса интересов горожан и перевозчиков.
2. Горожане справедливо требуют от нас качественно убирать город, не только зимой, но и во все периоды.
Искать возможности обновления парка уборочной техники;
Вести контроль за уборкой с помощью объективных технологических средств. Обеспечивать организацию общественного контроля.
Продолжить работу по строительству снегоплавильных станций в рамках муниципально-частного партнёрства, а также использовать возможности наших предприятий.
3. Необходимо, несмотря на дефицит средств, продолжить реконструкцию Мочищенского шоссе, строительство автомобильных дорог по ул. Объединения и по ул. Мясниковой. Также в этом году мы должны пустить трамвай по ул. Титова до микрорайона Чистая слобода, закончив строительство трамвайной линии.
4. Нужно изыскивать возможности увеличить объемы капитального ремонта дорог. На сегодняшний день средств городского бюджета недостаточно, вопрос финансирования необходимо обсуждать, прорабатывать с правительством области.
5. Второй год обсуждаем внедрение единого платного парковочного пространства. Мы должны переходить к конкретным делам, реализовывать эту концепцию. Предлагаю привлечь к этому специалистов СГУПСа, где накоплен положительный опыт. Подчёркиваю, платное парковочное пространство, это не инструмент наполнения бюджета, а, прежде всего, инструмент регулирования транспортных потоков в Новосибирске.
В 2016 году в ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ нужно обеспечить более эффективное решение масштабных задач. Важно, чтобы жители ясно видели — в программе капитального ремонта многоквартирных домов мы добиваемся качества и тщательно проверяем работу подрядчиков. При этом нужно не просто сохранить, а увеличить объемы ремонта. В прошлом году отремонтировано 337 домов, план 2016 года — 509 домов.
1. Сроки ремонта не должны вызывать жалоб жителей. Недопустимо, когда ремонт систем отопления ведут уже после начала отопительного сезона, как это было на ул. Плахотного, 19. Только обеспечив достойное качество, можно требовать увеличения собираемости взносов на капремонт. Требую реагировать на каждое заявление жителей, жалобу на качество ремонта и разбираться адресно с проблемой.
2. Кардинально изменить ситуацию с ремонтом теплосетей уже удалось — в прошлом году отремонтировано более 100 км сетей, что в 2 раза превышает показатели 2014 года. В 2016 году только в рамках работы МУП «Энергия» запланировано вложить 422 миллиона рублей, что позволит отремонтировать более 28 км теплотрасс. Однако поддержание набранных темпов и объема ремонта в текущем году возможно только при софинансировании со стороны областного бюджета. Пока перспективы программы «100 на 100» с участием АО «СИБЭКО», но необходимо обсуждать этот вопрос. Также ставлю задачу профильному департаменту совместно с НГТЭ проконтролировать все теплосети по Новосибирску на предмет несанкционированного использования площадей над ними во избежание аварийных ситуаций.
3. В 2016 году в четыре раза увеличен план по поддерживающему ремонту домов с износом более 70%, не попавших в программу капремонта. Оставлять жителей этих домов без внимания мы не можем. Совместно с администрациями районов необходимо вести работу с управляющими организациями, чтобы они не «сбрасывали» с обслуживания этот жилищный фонд.
4. Ставлю задачу добиться 100-процентного подключения к системе «Мой Новосибирск» управляющих компаний и ТСЖ, обслуживающих жилой фонд. Это должно повысить ответственность управляющих организаций при работе с жалобами собственников жилья. Муниципалитет сможет в онлайн-режиме видеть оперативность реагирования.
5. Несмотря на сложный бюджет, запланированы средства на благоустройство дворовых территорий. С учетом поддержки бюджета Новосибирской области — около 100 млн. рублей. Охватить все потребности города не получится. Средства должны расходоваться точечно. Критерии отбора — текущее состояние территорий и заинтересованная позиция жителей.
6. Считаю необходимым продолжать работу по модернизации лифтов, несмотря на завершение муниципальной программы. Пока полной определенности с финансированием этого направления нет. В ближайшее время важно рассмотреть этот вопрос совместно с правительством Новосибирской области.
О ЗАДАЧАХ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ:
В 2015 году достигнут рекорд в жилищном строительстве. Однако в новый период отрасль входит без предпосылок дальнейшего роста. Сказываются: сокращение инвестиций, падение спроса на жилье и снижение госзаказа. Наш приоритет — не допустить появление новых обманутых дольщиков в Новосибирске. Ставлю задачу обеспечить регулярный мониторинг ситуации на стройплощадках. Такой контроль позволит своевременно реагировать на замедление или остановку работ.1. С 1 октября 2016 года вступит в силу новая редакция Правил землепользования и застройки. Нам важно обеспечить плавное вхождение в работу по новым правилам. Кроме того, в течение года необходимо разработать дифференцированные показатели коэффициента плотности застройки и количества машиномест для многоквартирных жилых домов. Для новых развивающихся районов — учитываем транспортную доступность, обеспеченность социальными объектами. Для центра города — с учетом высотного зонирования.
2. К сожалению, пока не удается преодолеть отставание транспортной, социальной инфраструктуры в новых жилых районах. Ограничены наши бюджетные возможности. Нужно активнее задействовать механизмы муниципально-частного партнерства. Позиция муниципалитета должна стать единой. Поручаю департаментам строительства, транспорта, социальной политики и управлению образования обеспечить согласованную совместную работу при заключении соглашений в рамках МЧП на развитие инфраструктуры новых жилмассивов.
3. Задача 2016 года — сохранить динамику ввода жилых объектов, где есть пострадавшие дольщики. Нужно искать дополнительные возможности для помощи обманутым дольщикам. В том числе, снизить размер арендной платы за землю для жилищно-строительных кооперативов, достраивающих проблемные объекты.
4. Острой темой остается самовольное строительство многоквартирных домов в частном секторе. В прошлом году результатом наших усилий стало 36 судебных решений о запрете строительства или сносе самовольных построек. Их исполнение идет непросто. Но главное — эта мера работает на предупреждение людей, которые могли пострадать от действий мошенников. Мониторинг должен быть продолжен.
5. В планах на 2016-й — расселение 30 ветхих и аварийных домов. Бюджетные ресурсы на выполнение программ сократились. Важно привлекать частных инвесторов, расселять дома через «механизм» развития застроенных территорий. Необходимо подготовить и провести торги по 20 площадкам, на которых расположено более 140 домов. Не все застройщики готовы брать крупные участки для расселения ветхого жилья. Поэтому мы должны делать выводы — уменьшать площадки на более мелкие участки.
6. Управление по жилищным вопросам прошу обеспечить бесперебойную работу электронной очереди на жилье для льготных категорий граждан. Мы должны увидеть конкретные результаты от внедрения системы. Необходимо провести информирование льготников — каждый очередник должен знать, как отслеживать прохождение своей очереди.
Перед ДЕПАРТАМЕНТОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ИННОВАЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА я ставлю задачи создавать условия для развития производств, возрождения старых промплощадок, развития импортозамещения. Трудно переоценить роль новосибирской промышленности в программе реиндустриализации Новосибирской области. Мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы Новосибирск оставался сильным промышленным городом, центром развития науки и инноваций, каким был всегда:
продолжить работу по реконструкции привлекательных для инвесторов промышленных зон, по созданию «Новосибирского индустриального парка», взаимодействовать с возможными резидентами парка; способствовать созданию новых рабочих мест на промышленных предприятиях. Ставлю задачу перед департаментом — более плотно взаимодействовать с правительством НСО в вопросе реализации новых инновационных проектов;
оказывать максимальное содействие предприятиям, выполняющим гособоронзаказ;
создавать комфортную среду для развития предпринимательства. В том числе должна быть продолжена поддержка предпринимателей на базе бизнес-инкубатора, который мы открыли в 2015 году. Особое внимание нужно оказывать предприятиям, осваивающим современные конкурентоспособные технологии, которые получены в результате наработок новосибирских исследовательских институтов СО РАН.
В новом году нам предстоит решать ряд актуальных ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. Они обозначены в Послании Президента Федеральному Собранию. Напомню, глава государства призвал «беречь межнациональное и межрелигиозное согласие» и сохранить сплочённость общества в ходе выборной кампании в Государственную Думу РФ. В числе приоритетов — поддержка социально ориентированных общественных организаций. Структурным подразделениям мэрии необходимо:
1. Организационно обеспечить подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 18 сентября 2016 года.
2. Особое внимание уделять укреплению единства и согласия в обществе. В этом году заканчивается действие Комплексного плана мероприятий по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Необходимо сформировать новый плановый документ на предстоящий период.
3. Поддержка общественной активности, инициатив жителей — наш приоритет. Новосибирск всегда был лидером в развитии территориального общественного самоуправления. Сейчас нужно определить новые горизонты и механизмы развития ТОС. Для этого в течение года разработать и принять муниципальную программу на трехлетний период. Кроме того, прошу уделить особое внимание и содействие со стороны муниципалитета развитию добровольных народных дружин.
О ЗАДАЧАХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ:
Население нашего города продолжает расти. За 9 месяцев прошлого года родилось 17 тысяч детей. Эта радостная тенденция — наш стимул для планирования работы системы образования на годы вперед.1. В то же время: успех программы «15 детсадов в 15-м году» может потерять положительную оценку горожан, если найдется хотя бы несколько случаев, когда родители не получат путевки в детский сад. Необходимо комплексно разъяснять родителям порядок получения мест в детских садах, преимущества программы «Электронный детский сад».
2. Мы прогнозируем, что в ближайшие 5 лет учащихся будет становиться больше на 5-7 тысяч каждый год. Напомню, что следствие положительной демографии — это проблема недостатка мест в школах.
3. Главное управление образования мэрии должно тесно взаимодействовать с финансовым блоком и министерством образования региона, чтобы Новосибирск вошел в федеральную программу по школам уже в 2016 году.
4. Ставлю задачу совершенствовать организацию школьного питания, продолжить плановые проверки качества питания и модернизацию оборудования.
5. Особое внимание необходимо уделять усилению работы по созданию безопасных условий для детей, организовать обучение сотрудников по различным видам безопасности. Необходимо, чтобы персонал детских садов, школ чётко исполнял все правила и нормативы, чтобы наши дети ни на секунду не оставались без внимания взрослых.
6. 30 декабря правительством утверждена госпрограмма патриотического воспитания граждан, она разработана по поручению Президента России. Мы должны еще более активно заниматься патриотическим воспитанием детей и молодежи, развивать социальную и гражданскую ответственность, любовь к Родине.
Наша прямая обязанность в вопросах СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ — не только сохранение объемов материальной помощи, но и поиск возможных ресурсов развития социальной сферы.
1. Ожидаем рост числа граждан, нуждающихся в социальных пособиях. Это объективная тенденция — рождается больше детей, становится больше пенсионеров.
В течение года должно быть обеспечено увеличение финансирования для исполнения обязательств муниципалитета. Мы не допускали срывов социальных выплат и не допустим.
Департамент по социальной политике должен взять в качестве ориентира новый формат работы — а именно, больше заниматься не только вопросами материальной поддержки, но и другими формами сопровождения семьи и социально уязвимых граждан.
Надо ещё активнее работать с пожилыми людьми и инвалидами — в муниципальных центрах должно стать существенно больше мест для оздоровления горожан старшего возраста.
2. Создана «дорожная карта» по «Доступной среде». Ставлю задачу проработать механизмы реализации мероприятий «дорожной карты» совместно с городским сообществом.
3. Нужно продолжить развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без родителей. Стоит задача реорганизовать детские дома, а также комплексно оказывать поддержку семьям, которые приняли к себе детей-сирот.
4. Продолжить реализацию проекта муниципальной аптечной сети «Филиал социальных цен» — теперь в левобережной части города (в декабре 2015 года первой «аптекой низких цен» стала «Аптека № 8» в Дзержинском районе). Горожане должны иметь возможность приобретать лекарства по низким ценам.
Ключевые задачи в КУЛЬТУРЕ, СПОРТЕ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ во многом определены той работой, которую профильный департамент провел в 2015 году. Есть хороший задел на 2016 год, важно, что наши приоритеты отражают государственную политику.
1. Была проведена проверка состояния порядка 30-ти зеленых зон города. Завершили большую работу. Ее результатом должно стать утверждение в 2016 году целевой программы по развитию парков и скверов Новосибирска. Необходимо также завершить концепцию комплексного развития территории набережной, в том числе объединение разрозненных земельных участков в единую территорию.
2. Указом президента 2016-й год объявлен «Годом российского кино». Знаковым событием для города станет создание Новосибирского Дома документального кино (при городском музее). Его деятельность нацелим на развитие традиций сибирской кинодокументалистики.
3. В Новосибирске впервые пройдет Всероссийский слет студенческих отрядов. Нам есть, что показать в своей работе, и чем гордиться. Участие примут более 1000 человек из регионов России. Это возможность представить свой город, показать его историю и культуру. Необходимо обеспечить высокий уровень организации масштабного мероприятия.
4. В 2017 году исполнится 50 лет со дня установки Мемориального ансамбля «Монумент Славы». В рамках подготовки к этой дате необходимо до конца года провести ремонт помещения Поста № 1 и обеспечить разработку нового концептуального оформления.
5. В рамках исполнения указа президента необходимо обеспечить поэтапное внедрение в школах физкультурно-спортивного комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»). За год мы должны создать условия для приема и сдачи норм ГТО учащимися.
6. В 2018 году наш родной город отпразднует 125-летие. Но уже в этом году необходимо начать полноценную подготовку к юбилейной дате. Два предшествующих года должны быть направлены на раскрытие концепции «Новосибирск. Город, рожденный быть впереди». Эта задача не только профильного департамента, а всех структурных подразделений. Горожане должны почувствовать качественные изменения в каждом районе города.
Уважаемые коллеги! Завершая выступление, хочу еще раз подчеркнуть. Мы должны научиться работать в ситуации, когда жестко ограничены ресурсы развития, когда доходы бюджета перестали расти и показывают отрицательную динамику. Инерционный сценарий нам в этом не поможет. Мы обязаны поменять управленческие подходы, искать внутренние ресурсы, принимать нестандартные решения. В 2016 году мы должны сделать шаг вперёд и не допустить, чтобы кризис отбросил нас на два шага назад. За работу, товарищи!