Мэр Новосибирска А.Е. Локоть представил Совету депутатов города проекты бюджета и плана социально-экономического развития города на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов
13 ноября 2015 года мэр Новосибирска Анатолий Евгеньевич Локоть представил Совету депутатов города Новосибирска проекты бюджета города Новосибирска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов:
«Добрый день, уважаемые депутаты, товарищи!
Мы продолжаем вместе с вами непростую работу по планированию следующих трёх лет развития нашего города. И сегодня мы подошли к важному этапу бюджетного процесса — внесению проектов решений о бюджете города и о плане социально-экономического развития на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в Совет депутатов.
Подготовка этих основополагающих для жизни города документов осложнилась в силу ряда объективных причин. Существенное влияние оказали неблагоприятные внешние факторы. Правительству Российской Федерации приходилось неоднократно корректировать прогноз развития страны. В результате при формировании федерального бюджета принято решение ограничиться периодом в 1 год.
Российская экономика столкнулась с серьезными вызовами, что не могло не отразиться на показателях развития Новосибирска. В 2015 году темпы развития замедлились, а в отдельных секторах экономики даже снизились относительно уровня 2014 года.
Наблюдается падение инвестиционной активности предприятий. Учитывая ограниченные финансовые возможности бюджетной системы, снижение уровня доходов населения и общую экономическую осторожность инвесторов, мы ожидаем, что инвестиционные планы предприятий будут переноситься на более отдаленные периоды. По нашим оценкам, в 2016 году в Новосибирске объем инвестиций еще сохранится на уровне 2015 года. А в 2017 и 2018 годах мы прогнозируем уже некоторый прирост (в сопоставимых ценах 2,5% и 2,7% соответственно).
Замечу, однако, что есть и позитивные тенденции это положительные темпы в промышленности, тогда как в среднем по стране они снижаются. Эту положительную динамику обеспечила, в первую очередь, обрабатывающая промышленность (в этом году прирост почти 12% по сравнению с прошлым годом). Конечно, в значительной степени это связано с реализацией Гособоронзаказа нашими предприятиями ОПК. Есть и положительная динамика в пищевой промышленности (прирост 6%).
По промышленному производству в 2016 году прогнозируется умеренный рост на уровне 0,5% в сопоставимых ценах, а в целом за 2016-2018 годы прогнозируется рост на 3,4%.
Складывающаяся ситуация обязывает нас максимально объективно оценивать перспективы развития, чтобы не питать никаких иллюзий, избежать невыполнения бюджетных обязательств и наращивания внутреннего долга. Этот во многом консервативный, но в должной мере реалистичный сценарий лег в основу формирования проектов Плана социально-экономического развития и бюджета города на 2016-2018 годы. Подобный подход обеспечил нам стабильность в 2015 году.
Общие параметры бюджета на предстоящий трехлетний период уже обсуждались на различных совещаниях. Вчера состоялись публичные слушания по проектам бюджета и Плана социально-экономического развития. С учетом мнений экспертного сообщества и жителей города документы рекомендованы к рассмотрению в Совете депутатов.
Теперь нам предстоит пройти непростой путь обсуждения бюджета во всех комиссиях Совета депутатов города, чтобы более тщательно рассмотреть каждый пункт, каждую цифру. Мы анализируем главный финансовый документ города, от которого зависит судьба Новосибирска, благополучие граждан. Это обсуждение добавит нам понимания возможностей и приоритетов бюджета, которые я призываю оценивать максимально взвешенно.
Коротко остановлюсь на основных характеристиках бюджета Новосибирска. Доходы на 2016 год запланированы в объеме 33 миллиарда 822 миллиона рублей. Расходы в 2016 году составят 34 миллиарда 822 миллиона рублей. Дефицит бюджета планируется на уровне 1 миллиарда рублей.
Главный фактор сегодня, который оказывает влияние на формирование доходов бюджета это значительное снижение темпов роста по НДФЛ. При формировании бюджета мы должны были исходить из скорректированных рекомендаций Правительства региона, в которых темп роста НДФЛ на 2016-2017 годы был снижен с 10% до 6%.
Однако по нашим собственным оценкам, даже если говорить откровенно, сниженный до 6% темп прироста является очень оптимистичным и несет риск неисполнения плановых показателей в следующем году. Учитывая динамику поступления НДФЛ в текущем году, мы ожидаем прирост не более, чем 2% по итогам 2015 года. И сейчас у нас нет оснований полагать, что в предстоящем году эти темпы роста значительно увеличатся.
В текущей ситуации мы приняли решение о необходимости наращивания неналоговых доходов за счет продолжения работы по оптимизации использования муниципального имущества. В результате в трехлетнем периоде запланировано увеличение поступлений, которые администрирует департамент земельных и имущественных отношений мэрии.
В итоге на 2016 год прогноз по собственным доходам составляет 22 миллиарда 271 миллион рублей. Прогноз 2017 года — 22 миллиарда 917 миллионов. Прогноз на 2018 год рассчитан в сумме 23,5 миллиарда рублей.
Объем межбюджетных трансфертов на 2016 год сократился по сравнению с 2015 годом и запланирован в размере 11,5 миллиардов рублей. В тоже время мы ожидаем постепенное увеличение межбюджетных трансфертов в течение всего 2016 года по аналогии с 2015 годом. По опыту прошлых лет в процессе корректировки областного бюджета, как правило, увеличивается объём межбюджетных трансфертов городу Новосибирску.
Все эти факторы напрямую отразились на структуре доходной части бюджета. В 2016 году наиболее значимыми источниками доходов остаются безвозмездные поступления и НДФЛ (34% и 32% соответственно). Также значительную часть доходов планируется получить от земельного налога (9% доходов) и доходов от аренды земли (9%).
При формировании расходной части бюджета на ближайшую трёхлетку мы придерживались следующих главных ориентиров.
Первый ориентир традиционный и безусловный. Это выполнение всех социальных обязательств перед горожанами в полной мере. Также это погашение кредиторской задолженности по всем направлениям, включая капитальные вложения.
В 2016 году по-прежнему более половины бюджетных расходов составят расходы на образование 59% или 20 миллиардов 657 миллионов рублей.
Среднесписочная численность работающих в образовании более 35 тысяч человек — это более половины всех занятых в муниципальном секторе экономики города.
Несмотря на напряженный бюджет, в 2016 году мы решаем задачу, поставленную Президентом в «майских» указах в отношении уровня заработной платы педагогических работников. Предусмотрены средства для выполнения программы поэтапного совершенствования оплаты труда работников сферы образования, культуры, социальной политики в соответствии с принятыми отраслевыми «дорожными картами». Мы планомерно совершенствуем систему оплаты труда и в других отраслях муниципального сектора. В 2016 году среднемесячная заработная плата вырастет в сфере городского хозяйства: в ЖКХ — на 6%, на транспорте — на 3%.
Помимо этого мы, безусловно, сохраняем другие социальные обязательства — выплаты пособий и денежных вознаграждений различным социальным категориям граждан. В 2016 году на социальные выплаты предусмотрено 327 млн рублей, в таком же объеме — в последующие годы трехлетки.
В числе других приоритетов выполнение ремонтных работ и укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы, планово-предупредительный ремонт дорог и тротуаров. Мэрия будет выполнять все обязательства по обеспечению горожан теплом, водой и электроэнергией; по организации вывоза бытовых отходов; обеспечивать бесперебойную работу пассажирского транспорта; создавать условия для безопасного движения пешеходов; продолжать работы по благоустройству парков и скверов, всех зеленых зон города Новосибирска.
Капитальные вложения, хоть и в небольшом объеме, но будут осуществляться как за счет средств бюджета города, так и за счет средств областного бюджета. В 2016 году из областного и федерального бюджетов для города планируются субсидии на реконструкцию автомобильных дорог (100 млн. рублей), на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (131 млн. рублей), на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (34 млн. рублей).
Конечно, это далеко не все задачи, которые нам предстоит решать. Мы будем продолжать обсуждение с Правительством Новосибирской области о возможностях дополнительного софинансирования по другим направлениям объектов капитального характера. Среди них: реконструкция и капитальный ремонт школ (школа № 37, школа № 82, школа № 155, школа на Горском жилмассиве), а также автомобильных дорог (продолжение работ по ул. Георгия Колонды (Объединения). Также это программы реконструкции жилого фонда, ремонта тепловых сетей и, безусловно, продолжения строительства метрополитена. Без софинансирования из областного бюджета город не сможет в одиночку решать эти задачи. И мы рассчитываем на поддержку депутатского корпуса, в том числе Законодательного собрания области, в достижении договоренностей по поиску дополнительных источников финансирования.
В основу формирования муниципальных и ведомственных целевых программ, расходы по которым в 2016 году составят 80%, должны быть положены мероприятия по выполнению наказов избирателей — самых насущных и первоочередных потребностей жителей города. Депутаты 6-го созыва принесли более 7 тыс. предложений горожан, которые в настоящий момент тщательно изучаются, уточняются по формулировкам, срокам и средствам по исполнению. Работа над наказами не закончена, и судя по экономической ситуации, выполнить их все в 2016 году не удастся.
Предсказуемо, что большая часть предложений жителей связана с благоустройством, ремонтом учреждений социальной сферы, поддержанием рабочего состояния дорог, ремонтом домов и инженерных коммуникаций. Каждое пятое предложение — благоустройство внутриквартальных территорий. Программа по благоустройству дворов заканчивает свое действие в текущем году. Без дополнительных источников финансирования — бюджета области либо средств жителей — выполнить в полном объеме эти наказы мы не сможем. Поэтому необходимо принять совместное решение депутатов и мэрии, каким образом дворы будут приводится в порядок.
230 предложений жителей — капиталоёмкие. Это строительство школ, детских садов, поликлиник, спортивных объектов, снос и расселение ветхих и аварийных домов. Очевидно, что средствами одного бюджета города, без дополнительного участия бюджетов других уровней, выполнить данные наказы в ближайшие 2-3 года будет невозможно.
Второй ориентир — обеспечить сбалансированность, бюджетную устойчивость и финансовую стабильность в городе.
Величину внутреннего долга на 2016-2018 годы планируется сохранить в размере 16,6 млрд. рублей. При условии выхода на бездефицитный бюджет к 2019 году удельный вес долга в собственных доходах бюджета составит порядка 70%. Мы пока придерживаемся этой стратегии — выхода на бездефицитный бюджет в 2017 году.
Мы обязаны продолжить минимизацию расходов на обслуживание долга. Продолжить практику использования оптимальных финансовых инструментов, в том числе замещения кредитов коммерческих банков бюджетными кредитами из регионального бюджета и Федерального казначейства.
Отмечу, что проведение предельно взвешенной политики по управлению внутренним долгом — непременное условие обеспечения финансовой стабильности и устойчивости бюджета. В текущих условиях для нас это является безусловным приоритетом. Если мы не удержимся на этих 75 процентах и не будем их снижать, то в дальнейшем нас могут ожидать очень неприятные последствия. Ответственность на нас лежит колоссальная.
В условиях снижения налоговой базы по НДФЛ мы должны сосредоточиться на поиске дополнительных резервов по доходным источникам. Мы продолжим разработку комплекса мероприятий по стимулированию экономического развития, использованию системы налоговых льгот одновременно с повышением в городе налоговой дисциплины. Аудит уже помог нам найти дополнительные источники доходов в бюджет. Я дал поручение и дальше проработать вопрос направления в бюджет дополнительных доходов, получаемых от аренды и продажи земли.
Третьим ориентиром на будущий год я считаю поиск возможностей для наращивания бюджета развития, который будет в дефиците. И хотя мы полностью не прекращаем капитальные вложения, но их объем сократится в 2016 — 2018 годах до минимальных за последние годы значений. Достаточного бюджета развития для инвестирования в дорожное строительство, образование, у нас не будет.
В связи с этим, мы очень надеемся, что до конца года произойдут изменения в проектировках федерального и регионального бюджетов. Мы рассчитываем на возможность получить субсидии из федерального бюджета, которые еще не прописаны федеральным законодателем. Ожидается, что дополнительные денежные средства могут быть выделены на реализацию программы по переводу школ на первую смену. Город не сможет решить эту проблему самостоятельно, потребуются многомиллиардные вложения. И хотя на данный момент решение по этому вопросу не принято, тем не менее, мы должны быть готовы. Если они будут приняты и внесены, мы должны сделать все, чтобы попасть в эту программу. В первую очередь мы формируем список образовательных учреждений города, которые необходимо построить и реконструировать.
Уважаемые коллеги! Мы должны сосредоточить усилия на главном. Стремиться к оптимальному балансу между запасами прочности и задачами развития. Поэтому сегодня я прошу депутатов смотреть на шаг вперёд, а не только в 2016 год.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, несмотря на издержки, необходимо продолжать курс на поддержку инновационного развития городской экономики. Я об этом неоднократно говорил и еще раз хочу повторить: никакой альтернативы такому развитию не существует. Тем более в таком городе, как Новосибирск. Мы должны в полной мере задействовать инновационный потенциал наших предприятий, расширять практику использования механизмов государственно-частного партнерства (такой опыт у нас уже есть, надо его развивать). Необходимо пересмотреть систему мер государственной поддержки субъектов экономической деятельности с учетом реально существующих потребностей развития Новосибирска и возможности получения максимального эффекта от бюджетных ресурсов. Пришло время активизации нематериальных ресурсов. Необходимо избегать второстепенных затрат, концентрировать силы на подъеме реального сектора.
Уважаемые депутаты! Сегодня все понимают, что ситуация в экономике непростая, но она не критическая. Негативные тенденции не застали нас врасплох. Мы заранее находили резервы, организовали всё возможное для безаварийной работы сетей, сделали прозрачными очереди на жилье и в детсады, существенно уменьшили эти очереди, провели аудит муниципальных предприятий, сократили несколько неэффективных. Детальная проработка вопросов эффективного использования ресурсов продолжается с вашим участием.
Наши с вами общие основные задачи — сохранить социальную стабильность и заботиться о людях, обеспечить надежную работу систем жизнеобеспечения и изыскивать резервы, укрепляя экономический потенциал города. Для этого у нас всё есть.
Разрешите передать Прогноз социально-экономического развития и проект бюджета города Новосибирска и. о. председателя Совета депутатов Ренату Исмаиловичу Сулейманову".