Выступление мэра города Новосибирска А.Е. Локтя на 45-й сессии Совета депутатов города Новосибирска 25 июня 2014 года
Уважаемые депутаты!
Свое выступление я вынужден начать с происшествий, которые чуть не стали чрезвычайными ситуациями и ситуаций, в которых угроза еще сохраняется. Вчера произошел пожар в детском саду № 409 по ул. Зорге в Кировском районе. 150 детей эвакуировано, никто не пострадал, но сам пожар был тяжелым, тушили его почти целый день. Второй пожар произошел в строящемся торговом центре на Гоголя, здесь было эвакуировано более 30 рабочих. Один из них серьезно пострадал и сейчас находится в критическом состоянии в ожоговом центре. Здесь пострадал и один пожарный — отравился угарным газом. Я хочу обратиться к жителям всего города: в связи с погодными условиями сохраняется высокая вероятность возникновения пожаров, прошу соблюдать технику безопасности, осторожность в обращении с огнем.
Третье событие — это угроза паводка, которая держит в напряжении город уже несколько недель. 200 новосибирцев- сотрудников МЧС выехали в Алтайский край на помощь пострадавшим от паводка. Мы в Новосибирске также ждали эту волну, все меры по обеспечении прохождения паводка приняты, все службы находятся в состоянии повышенной готовности. Сейчас уровень воды в реке составляет 4,03 м, подтоплено 574 дачных участка в Октябрьском и Первомайском районах. Однако если бы мы не делали плановые сбросы, а сделали один залповый сброс привел бы к худшим последствиям. Мы ожидаем, что ситуация стабилизируется в ближайшие два дня.
Уважаемые депутаты! Сегодня нам предстоит обсудить корректировки в бюджет города Новосибирска на 2014 год. Обсуждение наших предложений прошло во всех комиссиях Совета депутатов города.
Бюджет муниципального образования остается сбалансированным.
Это позволяет нам исполнить те программы, которые были одобрены депутатами городского совета при принятии бюджета города на 2014 год.
В настоящий момент полным ходом развернуты сезонные работы, от выполнения которых зависит состояние городского хозяйства в течение всего 2014 года.
Город успешно завершил отопительный сезон. Завершились гидравлические испытания тепловых сетей. Мы начали подготовку к следующей зиме — ремонт объектов энергетики, теплосетей, жилого фонда. Программа предусматривает выполнение работ общим объемом 1,66 млрд рублей. Все работы идут в графике. В настоящее время ремонтные программы выполнены уже на 40 % — это гораздо больше, чем в прошлом году.
Отмечу, что в этом году мы сохранили прошлогоднюю программу дополнительного софинансирования капитального ремонта теплотрасс в объеме 400 млн рублей: 100 млн выделил город, 100 млн — область и 200 млн — СИБЭКО. Пока что область выделила 80 млн рублей, но мы рассчитываем на то, что субъект федерации в ближайшее время в полной мере выполнит взятые на себя обязательства.
Один из важнейших объектов, который находится на нашем постоянном контроле, — котельная в поселке Гвардейский. Только по этому объекту требуется выполнить работ на 130 млн рублей. Напомню, что мы приняли решение строить здесь газовую котельную и газопровод. Сложный объект, ввести его в эксплуатацию нужно до начала отопительного сезона. Там есть проблемы с землеотводом, но мы сейчас решаем этот вопрос при содействии главы Новосибирского района.
С мая по август в городе разворачивается большой объем работ по целому ряду приоритетных направлений и программ. В ЖКХ это — модернизация лифтов, благоустройство дворов, реконструкция жилищного фонда, срочный капитальный ремонт многоквартирных домов и капитальный ремонт для принятия безотлагательных мер по недопущению чрезвычайных ситуаций.
В этом году мы должны отремонтировать 407 дворовых территорий и проездов к дворам на общую сумму в 360 млн рублей. Мы разделили их на 10 лотов, сегодня на 39 объектах работу уже выполнены, сейчас подрядчики благоустраивают 229 объектов. Благодаря экономии в ходе торгов мы сможем увеличить объемы работ — в план этого года войдут еще около 25 объектов.
В рамках городской программы в этом году мы должны модернизировать 665 лифтов, 166 из них уже обновлены, сейчас в работе находятся 129 объектов.
По программе реконструкции жилищного фонда города в этом году мы должны выполнить работ на 934 млн рублей, 100 из которых — заложены в бюджете города.
Полным ходом сейчас идет в Новосибирске и дорожное благоустройство. В 2014 году на планово-предупредительный ремонт улично-дорожной сети города заложено 650 млн рублей, что на 130 млн больше, чем в прошлом году. В итоге подрядчикам предстоит отремонтировать 860 тыс. кв. метров дорожного полотна.
Знаковым для города объектом на протяжении уже пяти лет остается третий, Бугринский, мост. Этот год особенно важен — мы должны сдать его в эксплуатацию. Сейчас на мосту ведутся работы по натяжке вант арки. По плану натяжка вант должна быть завершена к концу августа. Сейчас на эстакаде обустраивают верхний слой щебеночно-мастичного асфальта.
В списке крупных дорожных объектов этого года также двухуровневые развязки на Южной площади и на пересечении улицы Петухова и Советского шоссе, первый этап строительства улицы Объединения. Их мы тоже должны сдать в нынешнем году.
В числе приоритетов этого года также — модернизация Мочищенского шоссе.
Еще одна важная и финансовоемкая программа — по созданию мест для обучения дошкольников. Сейчас работы на объектах вошли в самую активную фазу. В этом году город строит 8 детских садов — 3 в Октябрьском, 2 в Кировском, 2 в Заельцовском и 1 в Ленинском районах. Еще одно здание — в Советском районе — будет капитально отремонтировано. И к этим объемам добавился теперь еще один детский сад — на ул. Зорге, который вчера пострадал от пожара. Ремонт здесь будет проводиться за счет средств резервного фонда, задача — выполнить все работы в максимально короткие сроки. Два детских сада — на Ключ-Камышенском плато и на улице Петухова — уже в высокой степени готовности, думаю, что в начале учебного года мы их сдадим в эксплуатацию.
В двух школах — на ул. Калинина, 255 в Заельцовском районе и на ул. Народной, 67 в Калининском районе — сейчас идет реконструкция с возведением пристроек.
Еще одна немаловажная тема — наведение порядка в парковом хозяйстве города. Система управления муниципальными парками и зелеными зонами в последнее время была объектом постоянных конфликтов и критики. В конце 2013 года мэрия начала реорганизацию парков культуры и отдыха путем создания муниципального бюджетного учреждения культуры «Парки города Новосибирска». Однако, как совершенно справедливо отмечают многие депутаты Совета депутатов города, вопрос о целесообразности создания единой дирекции по управлению парками и скверами города Новосибирска требует доработки. Поэтому мы предлагаем вернуться к этой теме и обсудить ее с депутатами и общественностью.
Перед нами сегодня стоит задача — не потерять темпов развития города. Ситуация в экономике складывается сложная. Происходит общее замедление темпов роста. И Новосибирск не стал здесь исключением.
По итогам пяти месяцев 2014 года в Новосибирске произошел спад в промышленном производстве, строительстве (за исключением жилищного строительства), снизился грузооборот.
С начала года предприятия Новосибирска произвели промышленной продукции на 73,7 млрд рублей. Это на 5,3 % меньше, чем в аналогичном периоде 2013 года. Объем выполненных работ и услуг в строительстве составил 5,6 млрд. рублей. В действующих ценах это на 9,7 % меньше, чем год назад.
Спад промышленного производства зафиксирован в пяти районах города: в Дзержинском — минус 29,4 %, в Калининском — минус 20 %, Первомайском — минус 13,2 %, Кировском — минус 12,3 %, Октябрьском — минус 6,4 %.
В этих экономических условиях наша основная цель — сохранить бюджет Новосибирска как бюджет развития города, не превратить его в бюджет выживания.
С учетом вносимых изменений, основные параметры бюджета города на 2014 год составят:
Доходы — 37,4 млрд. рублей;
Расходы — 39,2 млрд. рублей;
Дефицит — 1,8 млрд. рублей.
Новосибирску увеличены бюджетные ассигнования на погашение кредиторской задолженности областного бюджета за 2013 год на 757,7 млн. рублей, из которых уже поступило 643,7 млн. рублей. Выделены межбюджетные трансферты на строительство детских садов в рамках софинансирования из федерального бюджета — 862 млн рублей и на реализацию основных общеобразовательных программ — 369,3 млн. рублей.
Для решения приоритетных задач бюджета города перераспределяются расходы внутри отраслей в сумме более 200 млн рублей.
За счет этого мы предлагаем увеличить расходы на решение социально значимых задач. Мы уже обсуждали это с вами и предварительно, перед внесением документа о корректировке бюджета в Совет депутатов, и на постоянных комиссиях Совета. Надеюсь, что наши предложения будут поддержаны.
На прошлой неделе я подписал постановление мэрии о начале работы над проектом бюджета Новосибирска и плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
Документ закрепил сроки подготовки бюджета и основные мероприятия:
— 4 июля совещание с главными распорядителями бюджетных средств и депутатами Совета депутатов города Новосибирска для обсуждения сценарных условий развития муниципального сектора экономики города на 2015-2017 годы. Пользуясь случаем, прошу депутатов Совета депутатов города Новосибирска принять активное участие в данном совещании.
В первой половине июля предлагаю обсудить перспективы формирования проектов бюджета города Новосибирска и плана СЭР в администрациях районов.
Также в июле необходимо обсудить с жителями Новосибирска приоритетные направления расходов бюджета города на 2015-2017 годы в социальной сфере и городском хозяйстве.
В августе мы будем уточнять параметры бюджета города с областным Министерством финансов и налоговой политики, администраторами доходов бюджета и главными распорядителями бюджетных средств.
Во второй половине августа и в сентябре пройдет согласование объемов межбюджетных трансфертов, выделяемых городу на 2015-2017 годы из областного бюджета. Я и мои заместители проведем совещания, на которых главные распорядители бюджетных средств представят информацию по планируемым бюджетным ассигнованиям на 2015 −2017 годы.
До конца октября пройдут публичные слушания по обсуждению проектов бюджета и плана социально-экономического развития.
Проекты бюджета города и плана социально-экономического развития на 2015-2017 годы мы планируем внести в Совет депутатов 31 октября 2014 года.
Работа над бюджетом будет очень непростой, мы понимаем, что нам нужно скорректировать основные параметры утвержденного бюджета 2015-2016 годов в сторону их уменьшения. При этом мы планируем не увеличивать утвержденные параметры дефицита 2015-2016 годов и по возможности сформировать бюджет 2017 года бездефицитным.
В связи с ухудшением экономической ситуации и ожидаемым снижением доходной части бюджета города нам придется отказаться от каких-то направлений расходов, и здесь важна расстановка приоритетов, в связи с чем нам с вами предстоят непростые решения.
В заключение позвольте напомнить, что на этой неделе Новосибирск будет праздновать свое 121-летие. Приглашаю всех депутатов Совета депутатов, всех новосибирцев принять участие в мероприятиях Дня города.
Спасибо за внимание!