15 ноября 2017 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть представил проект бюджета Совету депутатов города. Стенограмма выступления мэра

15 ноября 2017
Сегодня, 15 ноября 2017 года, мэр Новосибирска Анатолий Локоть передал проект бюджета города Новосибирска на 2018 год и плановой период 2019 и 2020 годов в Совет депутатов города Новосибирска. Полный текст выступления мэра на церемонии представления бюджета:


Уважаемые депутаты!

Мы продолжаем вместе с вами работу по формированию бюджета города на предстоящие три года. Структурными подразделениями мэрии проделана сложная работа по подготовке проекта бюджета на 2018 — 2020 годы, во всех районах и округе прошли обсуждения проекта бюджета с участием депутатов. Прошло собрание депутатов. Вчера проведен президиум мэрии по рассмотрению проекта бюджета, 10 ноября состоялись публичные слушания, и сегодня мы подошли к очень важному этапу бюджетного процесса — в соответствии с нашей нормативной базой внесение проекта решения Совета депутатов города Новосибирска «О бюджете города Новосибирска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в Совет депутатов. Одновременно в качестве материалов к проекту бюджета мы вносим Прогноз социально-экономического развития города, который является его составной частью. Напоминаю, сейчас это не отдельный документ.

Коротко остановлюсь на основных параметрах бюджета города Новосибирска. На 2018 год они сложились следующим образом:

— доходы — 37,5 миллиардов рублей,

— расходы — 38,9 миллиардов рублей,

— дефицит — 1 миллиард 350 миллионов рублей.

В плановом периоде параметры бюджета запланированы с ежегодным ростом. Дефицит бюджета планируем снижать, к 2020 году планируем снизить до 800 миллионов рублей.

Все наши задачи мы решаем в ситуации острого дефицита бюджета. Хочу еще раз подчеркнуть, что бюджет формировался в условиях очень сложной экономической ситуации. На протяжении последних двух лет динамика поступления собственных доходов складывалась ниже запланированного уровня. Такая же ситуация прогнозируется по 2018–2019 годам — темпы роста собственных доходов в действующей трехлетке заложены выше по сравнению с актуальным прогнозом на этот период. Нами был предпринят ряд мер, касающихся уточнения собственных доходов и оптимизации расходов — более чем на 500 млн рублей, но даже эти меры не позволили сбалансировать бюджет без дефицита.

На 2018 год прогноз по собственным доходам составляет 23,4 миллиарда рублей, что всего на 2 % выше, чем в 2017 году.

Прогноз 2019 года — 23,8 миллиарда рублей, прогноз на 2020 год рассчитан в сумме 24,9 миллиарда рублей.

В 2018 году наиболее значимыми источниками доходов в составе собственных доходов бюджета остаются налог на доходы физических лиц, его доля составляет более половины всех поступлений, а также доходы, связанные с продажей и арендой земли и имущества, включая имущественные налоги.

Если говорить о соотношении собственных доходов и безвозмездных поступлений, то более чем на треть (порядка 38 %) доходная часть бюджета города наполняется за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней. Тенденция роста доли безвозмездных поступлений по отношению к собственным доходам началась с 2015 года в связи со снижением норматива отчисления по НДФЛ на 10 %. Мы ощущаем последствия тех решений до сих пор. Это привело к значительному сокращению объема собственных доходов. Это определяет серьезную зависимость бюджета города от межбюджетных отношений и предоставляемых субсидий по важнейшим для развития города направлениям расходов.

В условиях незначительного роста налоговой базы по налогу на доходы с физических лиц мы должны сосредоточиться на поиске дополнительных резервов по доходным источникам. Город продолжит реализацию запланированных мероприятий по увеличению доходов бюджета города. Также ставлю задачу соответствующим подразделениям мэрии усилить взаимодействие с налоговыми органами по повышению собираемости налоговых платежей и сокращению недоимки. А она есть по городу.

Серьезной проблемой для бюджета города остается задолженность по аренде земли, которая на текущий момент достигла 3 миллиардов 700 миллионов рублей. Причиной формирования такой большой задолженности послужило снижение платежеспособного спроса населения, что привело к ухудшению финансового состояния наших застройщиков.

Мы будем продолжать бороться за поступление этой задолженности в бюджет, все механизмы претензионно-исковой работы департаментом земельных и имущественных отношений в этом направлении задействованы. Мы впервые в этом году применили такое сильнодействующее средство, как подача на банкротство нескольких строительных организаций. Это привело к определенному оживлению по поступлению задолженности. Мы продолжим эту работу. Но мы должны понимать, что принятие резких мер может привести к еще более серьезному ухудшению положения отдельных застройщиков, а это не даст городу ничего кроме появления гораздо большего числа «обманутых» дольщиков. Мы не теряем диалога со строительными организациями, но сегодняшняя ситуация не располагает для «игры в поддавки».

Основной целью при формировании проекта бюджета на период 2018–2020 годов было сохранение расходов, направленных на выполнение всех социальных обязательств, в первую очередь обеспечение деятельности муниципальных учреждений, осуществление социальных выплат гражданам, функционирование систем жилищно-коммунального хозяйства и дорожной инфраструктуры, и, безусловно, наказов избирателей.

Бюджет города Новосибирска, как и все последние годы, сохраняет свою социальную направленность. Защищенные статьи расходов, которые включают в себя заработную плату работникам бюджетной сферы, уплату налоговых и коммунальных платежей, социальные выплаты гражданам, публично-нормативные обязательства, расходы на обслуживание муниципального долга, в 2018 году составляют более 70 % собственных расходов, а расходы самой крупной отрасли «образование» — это почти 60 % собственных расходов бюджета.

В то же время мы понимаем, что средства на «бюджет развития» у города практически отсутствуют. Объем расходов на капитальные вложения за счет собственных средств в проекте бюджета на 2018 год составляет только 780 миллионов рублей, с учетом межбюджетных трансфертов — 1 миллиард 300 миллионов рублей.

К этому привело и изменение, ужесточение федерального закона. В этом году начали действовать поправки к 44-ФЗ, которые не оставили нам возможности для маневра и планирования работ с оплатой в кредит. Такую схему мы постоянно использовали в предыдущие периоды, закон этого не запрещал. Такой возможности больше нет. Это существенно сказалось на планировании дорожной отрасли. В следующем году мы будем вынуждены существенную сумму направить на оплату работ, сделанных в этом году. А вот планировать на следующий период таким образом уже не получится.

Сложившаяся ситуация требует определения приоритетов при распределении финансовых ресурсов и избирательности расходов капитального характера. В условиях замедления темпов роста доходных поступлений осуществляется концентрация ресурсов для завершения объектов высокой степени готовности, а новые объекты включены в бюджет на условиях софинансирования из вышестоящих бюджетов.

Тем не менее, средства для участия города в федеральной программе по строительству новых школ предусмотрены на все три года. В 2018 году ожидается получение федеральных и областных субсидий на строительство школы на ул. Титова в «Чистой слободе», на 2019–2020 годы поданы заявки по школам на ул. Виктора Шевелева (Южно-Чемской жилмассив) и ул. Тюленина (жилмассив Родники).

Также мы осуществляем все необходимые действия для получения в 2018 году финансирования по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». Расходы по этой программе в 2017 году из бюджетов всех уровней составят более 1 миллиарда рублей, из которых 800 миллионов рублей — из областного и федерального бюджетов. На 2018 год эти средства ожидаются в объеме не менее чем по 2017 году.

Работаем над получением в 2018 году субсидий на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды. В текущем году по этому направлению за счет средств областного и федерального бюджетов предусмотрено 340 миллионов рублей. На будущий год продолжение программы также запланировано с учетом поступления средств областного и федерального бюджетов.

По обоим этим программам мы обращаемся в областное правительство, в законодательное собрание с тем, чтобы снизить долю нашего софинансирования. Для нас это становится неподъемно. Думаю, эта тема заслуживает внимательного обсуждения.

Объем межбюджетных трансфертов на 2018 год, предусмотренный в проекте бюджета, пока составляет чуть больше 14 миллиардов рублей, что меньше чем в 2017 году. Однако, по аналогии с 2017 годом, есть уверенность, что сумма в течение года будет существенно увеличена. Так, например, первоначальная сумма межбюджетных трансфертов на 2017 год была на 1,5 миллиарда рублей ниже, чем в уточненном бюджете, утвержденном на октябрьской сессии Совета депутатов. Из этих полутора миллиардов — более 400 миллионов рублей пришло в бюджет города в результате деятельности рабочей группы по анализу межбюджетных отношений Новосибирской области и города Новосибирска.

Работа этой группы показала свою эффективность, и в результате работы с учетом вчерашнего, четвертого заседания рабочей группы, межбюджетные трансферты городу на 2017 год будут увеличены еще на 650 миллионов рублей по таким направлениям, как субсидии муниципальным перевозчикам, погашение задолженности по налогам и сборам, ремонт и оснащение учреждений образования, строительство образовательных учреждений. Это улучшит нашу ситуацию.

Также вчера были согласованы дополнительные субсидии на 2018 год в объеме более 615 миллионов рублей на уплату налога на имущество по автомобильным дорогам, на благоустройство дворовых территорий и ремонт дорог частного сектора. Безусловно, взаимодействие мэрии города Новосибирска с правительством Новосибирской области и Законодательным собранием в данном направлении будет продолжено.

Складывающаяся ситуация обязывает нас максимально ответственно оценивать перспективы развития города. Перед нами узкий коридор, по которому мы должны пройти. Во-первых, мы должны избежать невыполнения бюджетных обязательств. При этом нужно сдерживать рост внутреннего долга на предстоящий период. Нужно выбрать оптимальный путь. В ближайшее время нам предстоит внимательно обсудить бюджеты во всех комиссиях Совета депутатов, рассмотреть каждый пункт, каждую цифру.

Поручаю всем начальникам департаментов лично присутствовать на всех заседаниях профильных комиссий, чтобы учесть все предложения и замечания.

Также прошу внимательно, взвешенно отработать наказы избирателей. Давайте вернемся к этой теме. Есть наказы небольшие, не требующие больших затрат, но заметные, чувствительные для избирателей. Это касается благоустройства дворов, детских городков и др. Свободных средств в бюджете нет, но я даю поручение изыскать на реализацию таких наказов дополнительные средства за счет нашего пусть и небольшого резервного фонда.

Я отдаю себе отчет, что занимаясь оптимизацией расходов, надо начинать прежде всего с себя. Поэтому правильно будет приступить к перезапуску работы нашей комиссии по административной реформе, и поручение первым заместителям — подготовить предложения по оптимизации структуры управления, у нас есть направления, по которым можно оптимизировать расходы, прежде всего в наших учреждениях. Эти предложения нужно представить уже в этом году. Депутатов приглашаю к активной работе в этой комиссии. Посмотрим, где мы можем реально пойти на сокращения и оптимизацию расходов.

Уважаемые депутаты! Мы рассматриваем главный финансовый документ города, от которого зависит судьба Новосибирска, благополучие горожан. Это обсуждение добавит нам понимания возможностей и приоритетов бюджета. Я призываю оценивать максимально взвешенно, принципиально. Я хочу поблагодарить вас за ощутимую поддержку в решении общих задач — особенно при обсуждении проблем, которые касаются межбюджетных отношений.

Наши с вами общие основные задачи — сохранить социальную стабильность и заботиться о людях, обеспечить надежную работу систем жизнеобеспечения и изыскивать резервы, укрепляя экономический потенциал города. Также важная задача — не снижать темпов развития города Новосибирска!

Разрешите передать проект бюджета города Новосибирска председателю Совета депутатов Дмитрию Владимировичу Асанцеву.